Как проверить состояние тормозной жидкости с помощью портативного тестера
С тестером проверить ТЖ на гигроскопичность очень просто, для проверки кроме самого прибора еще потребуется чистая емкость (банка или стакан) и медицинский шприц:
- отворачиваем пробку бачка тормозной системы, шприцом забираем небольшое количество ТЖ;
- жидкость сливаем в стакан;
- щуп тестера опускаем в емкость с ТЖ, нажимаем кнопку включения прибора;
- смотрим на индикаторы – в данном случае загорелись все светодиоды, в том числе и индикатор 3%! Это говорит о том, что в «тормозухе» присутствует не менее 3%!воды, поэтому жидкость обязательно нужно менять.
Для сравнения проверяем состояние свежей, еще неиспользованной ТЖ, наливаем ее в другой чистый стакан. На приборе загорается только один зеленый светодиод «Gut» – эта жидкость в своем составе влаги не имеет.
Смешивать друг с другом тормозные жидкости, которые базируются на гликоле и силиконе не стоит. Данная оплошность может привести к серьезным денежные тратам для устранения последствий и спровоцировать поломку тормозов.
Под сухой мы понимаем такую смесь, которая хранится в только что открытой таре. Поскольку на производстве тормозную смесь для автомобилей плотно запечатывают, когда ее впервые вскрывают, водитель получает смесь, в которой почти отсутствует вода.
Под увлажненной имеется ввиду такая тормозная смесь, которую можно применять, но которая хранит определенное количество воды
К примеру, если тара с такой тормозной смесью была вскрыта давно, состав начнет вбирать воду из атмосферы (из воздуха), по этой причине тормозная смесь спустя какое-то время превратиться в увлажненную.
Важно учитывать: как отмечено ранее, тормозная смесь, которая имеет 4,5 процента (или больше) воды, является непригодной для применения.
На основе устоявшихся правил, в машину стоит заливать только такую тормозную смесь, в которой количество воды будет меньше 4,5 процентов. Если количество воды превышает эту отметку – то смесь не сможет выполнять свои задачи по причине закипания.
ТЖ практически не различаются по своему составу
Другими словами, если тормозная жидкость обозначена одним типом DOT, то вы можете ее перемешивать с такой же жидкостью от других производителей.
Для чего используется ТЖ
Задача любой тж в каждом автомобиле – иметь наименьший показатель сжатия и спокойно выдерживать максимальные температуры, другими словами не начинать кипеть при высокой температуре. В среднем работать на одной тж автомобиль в состоянии около 3 лет — здесь все зависит от качества этой смеси, а также в от погоды на улице и от общих эксплуатационных характеристик.
Но все же иногда каждой машине нужна замена тормозной смеси, и это может требоваться не только по причине ухудшения ее в плане эксплуатационных качеств. К необходимости замены обычно приводит поломка или обрыв тормозного провода (шланга), который, естественно, может идти вместе с протеканием смеси. Опасно, если такое случается во время движения машины.
Однако вы всегда можете приехать к автомобильному магазину, но что делать, если в нем отсутствует тот тип тормозной смеси, который применяется в вашем автомобиле ? Тут рождается вполне резонный вопрос — не опасно ли смешивать между собой тормозные смеси для машины от разных марок либо различных классов? Я постарался как следует разобраться в этой статье.
Как и все основные элементы автомобиля, тж прошла огромный путь своего становления. Производители делали эксперименты и выводили идеальную формулу, добавляли в ТЖ разные добавки, чтобы улучшать свою продукцию до уровня, который мы можем наблюдать сегодня.
На первичном шаге своего становления, машинная тормозная смесь имела примитивный состав — для ее основы применялись минеральные присадки. Спустя определенный промежуток времени компании-изготовители сделали вывод, что основой ТЗ должен стать гликоль (по причине слабой впитываемости), после чего за основу начали брать обычный силикон. В настоящее время самыми распространенными являются 2 типа жидкостей – это смеси гликолевые и смеси силиконового типа.
Рекомендуем: Можно ли промыть систему охлаждения кока-колой или лимонной кислотой?
Типы тормозных жидкостей и их характеристики
В настоящее время наибольшее распространение получили тормозные жидкости, классифицируемые по стандарту американского департамента транспорта (Department of Transportation). Сокращённо – DOT.
Согласно этой классификации, сегодня более чем в 95%!всех транспортных средств используется одна из нижеперечисленных жидкостей:
- DOT-3;
- DOT-4 и её модификации;
- DOT-5;
- DOT-5.1.
Отечественные жидкости «Нева» (сходная по составу с DOT-3, обычно модифицированная присадками, повышающими температуру замерзания), «Роса» (аналог DOT-4) и им подобные встречаются всё реже. Причиной тому стал практически повсеместный переход российских производителей на маркировку по американскому стандарту.
Кратко рассмотрим основные характеристики и область применения вышеперечисленных тормозных жидкостей.
- DOT-3. Устаревшая гликолевая жидкость. Используется в основном в иномарках возрастом более 15-20 лет и в вазовской классике. Обладает высокой гигроскопичностью (способностью накапливать в объёме воду). Температура кипения свежей жидкости приблизительно равняется 205°C. После накопления более 3,5%!воды от общего объёма жидкости температура кипения падает примерно до 140°C. Ведет себя довольно агрессивно по отношению к определённым пластикам и резинам.
- DOT-4. Используется в относительно свежих авто. Основа – полигликоль. Обладает большей сопротивляемостью к впитыванию влаги из окружающей среды. То есть служит немного дольше (в среднем на полгода-год). Однако присадки, снижающие гигроскопичность и нивелирующие химическую агрессию слегка загустили эту жидкость. При температуре –40°C вязкость несколько выше, чем у других жидкостей семейства DOT. Температура кипения «сухой» жидкости составляет 230°C. Влага (более 3,5%!) снижает точку кипения до 155°C.
- DOT-5. Силиконовая жидкость. Не впитывает влагу из окружающей среды. Некоторое скопление влаги возможны в виде конденсата. Однако вода не перемешивается с силиконовой основой и выпадает в осадок (что также способно вызвать негативные эффекты). Жидкость DOT-5 химически нейтральна. Закипает при температуре не ниже 260°C. Обладает хорошей текучестью при низких температурах.
- DOT-5.1. Модифицированный под спортивные автомобили (или новые ТС) гликолевый состав. Жидкость обладает очень малой вязкостью. Закипит только после прохождения точки в 260°C (при увлажнении на 3,5%!температура кипения понижается до 180°C). Имеет хорошую сопротивляемость низким температурам.
Последние две жидкости используются только в случае, если это точно определено инструкцией по эксплуатации авто. Эти жидкости могут негативно повлиять на устаревшие тормозные системы, где низкая вязкость может стать причиной некорректной работы системы и образованию протечек через суппорты и поршни тормозных цилиндров.
Сухая и увлажненная смесь
В самом начале мне хочется рассказать про гигроскопичность тормозной жидкости (для тех, кто не знает — это способность поглощать влагу из окружающей среды). Именно поэтому ее обязательно нужно менять через определенный срок в среднем через 2 – 4 года, все зависит от класса (про это чуть ниже).
Так вот когда вы только что вскрыли запечатанную банку (у которой не было контакта с окружающим воздухом), и хотите налить в основной бачок, то такой состав будет называться – СУХИМ, потому как там нет влаги вообще! Ведь только что открыли.
А вот если ваша машина или открытая банка были в контакте с воздухом (банка могла лежать открытой на полке пару лет). То жидкость уже напитала в себя большой процент влаги! Причем достаточно всего 3,5% чтобы ее уже нельзя было применять в тормозной системе! Такая смесь называется – УВЛАЖДЕННОЙ (банально в ней есть вода)!
Как отличаются составы тормозной жидкости разных марок
Для обеспечения качественного торможения автомобиля с помощью гидравлической системы смесь должна соответствовать определенным требованиям, поскольку она выполняет функцию механического привода. Состав не должен сжиматься и кипеть. В процессе кипения выделяется пар, образуя воздушные пробки.
Министерство транспорта США (DOT) разработало систему требований и стандартов к тормозным жидкостям, которые на сегодняшний день являются актуальными практически во всем мире.
Состав не должен кипеть, терять вязкость, сжиматься, разъедать резиновые уплотнители, вызывать коррозию. Кроме того, от современной «тормозухи» требуется хорошие смазывающие характеристики и стабильность при работе в широком диапазоне температур.
Эксплуатационные свойства смеси в системе тормозов зависят от количества в ее составе жидкости. По этому признаку разделяют сухие и увлажненные составы. В первом случае имеется в виду смесь, находящаяся внутри только что открытой емкости. Если она постоит какое-то время, то наберет воду из окружающего воздуха. В таком состоянии ее эксплуатационные качества заметно снижаются.
Классификация составов
В зависимости от химической основы, можно выделить минеральные, гликолевые, силиконовые тормозные жидкости:
- Минеральные составы содержат спирт и касторку. Используются они для старых авто с барабанными тормозами. Ярким примером является БСК красного цвета. Эта тормозная жидкость хорошо смазывает трущиеся элементы, не впитывает влагу. Из-за низкой температуры кипения, слабой устойчивости к низким температурам не соответствует современным стандартам.
-
Жидкости на основе гликоля не закипают при самых высоких температурах, имеют отличные смазывающие свойства, хорошую вязкость. Подходят для всех современных авто с дисковыми тормозами. Главным минусом здесь является впитывание влаги из окружающей среды. К таким составам относятся DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 Ferodo. Все они являются взаимозаменяемыми.
С другой стороны, каждый производитель использует свой уникальный пакет присадок. Поэтому между собой они могут вступать во взаимодействие с непредсказуемым результатом.
- Силиконовые DOT 5 абсолютно не впитывают влагу, выдерживают без проблем экстремальные температуры, поэтому считаются самыми прогрессивными на сегодняшний день. Единственным минусом здесь можно считать недостаточные смазывающие свойства. Эксплуатационный ресурс составов DOT 5 составляет 4-5 лет.
Совместимость разных видов тормозной жидкости по DOT – таблица
Все современные составы для автомобильных систем тормозов отличается базисом. Это может быть гликоль или силикон. Теоретически, гликолевые жидкости можно смешивать между собой. С другой стороны, результатом будет смесь, характеристики которой ухудшатся по сравнению с каждой отдельной единицей продукции.
Для удобства можно ориентироваться на утвержденную таблицу совместимости:
Что будет, если смешать несовместимые составы
Большинство производителей автомобильной химии настаивают на том, что ни в коем случае нельзя смешивать минеральные и гликолевые тормозные жидкости.
Для исправления ситуации придется полностью сливать старую жидкость, промывать систему и заливать новый состав.
Если смешать силиконовые и гликолевые составы, то в самый неподходящий момент тормоза могут просто не сработать.
Все современные жидкости продаются внутри бутылок, на которых четко указывается их маркировка. На эти данные нужно четко ориентироваться, не допуская смешивания.
Можно ли доливать тормозную жидкость
Разбавлять гликолевый состав аналогичной продукцией вполне допускается. С другой стороны, здесь нужно учитывать определенные моменты:
- Например, если добавить DOT 3 к DOT 5.1, то характеристики смеси ухудшатся. В первую очередь, снизится температура кипения.
- При добавлении в обратном порядке, наоборот, температурные параметры станут лучше.
С другой стороны, при появлении малейших отклонений в работе тормозов, подозрений лучше произвести полную замену жидкости. Силиконовые составы являются также взаимозаменяемыми.
Следует помнить, что в случаях автомобилей с ABS доливать можно только DOT 5.1/ABS. Здесь добавлять составы пятой серии DOT 5 крайне нежелательно. Если по каким-то причинам все же приходится делать это, то при первой возможности следует произвести полную замену тормозной жидкости.
Виды жидкости для тормозной системы
Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5
Самое важное, что нужно знать о них:
- жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
- DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
- DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
- DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
- DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).
Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:
- для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
- для автомобилей без ABS.
Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:
- DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
- DOT-5 – красный или розовый цвет.
Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.
Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.
DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.
Категория тормозной жидкости DOT-5 рекомендована для использования в новых автомобилях, она не подходит транспортным средствам с изношенной системой торможения в связи с довольной низкой вязкостью.
DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.
При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:
- рекомендациями компании-производителя;
- пробегом, состоянием тормозной системы,
- типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.
Можно ли смешивать тормозные жидкости разных классов
Как можно видеть из описанного выше текста, тормозные жидкости отличаются друг от друга в плане используемого «базиса» — гликоль или силикон, все остальные их отличия сводятся к набору присадок. Из этого следует, что:
DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Все эти классы тормозных жидкостей выполняются на основе гликолей
Их друг с другом можно смешивать, но важно отметить тот факт, что при смешивании итоговая жидкость наследует права состава с наименьшими характеристиками. Это значит, что если вы смешаете DOT 3 и DOT 5, то получите фактически DOT 3 по показателям температуры закипания
Учитывая более высокую цену тормозной жидкости более высокого класса, подобное смешивание нецелесообразно и может применяться только в экстренных случаях;
DOT 5 и DOT 5.1/ABS. Эти тормозные жидкости, выполненные на базе силикона, также можно смешивать между собой в экстренных ситуациях, но не рекомендуется, поскольку у них составы отличаются довольно значительно.
Стоит отметить, что информацию об используемой тормозной жидкости в автомобиле можно посмотреть в книгах по его технической эксплуатации. Необходимо следовать советам производителя и использовать жидкость именного того класса, который он рекомендует. Стараясь сэкономить, заливая DOT 3 вместо DOT 5, можно столкнуться с проблемами при торможении или чрезмерным износом деталей.
Запомните: Смешивать между собой тормозные жидкости на основе гликоля и силикона категорически запрещено. Это может привести не только к серьезным финансовым затратам для устранения последствий в тормозной системе, он и к полному отказу тормозов.
Выделяют такие тормозные смеси
- DOT 1/2. Сюда можно отнести первые тормозные смеси, которые были выпущены производителем в самом начале прошлого века. В настоящее время их почти не применяют в автомобильном мире, разве что в промышленности и в старых машинах, чему есть вполне разумное обоснование. Дело в том, что старые тормозные смеси типа DOT 1 и DOT 2 делали для медленных машин. И поскольку машины того времени были тихоходными, при их остановке (торможении на трассе) выделялось значительно меньше тепла.
- Жидкости для тормозных систем автомобилей типа DOT 1/2 делались с добавлением минеральных веществ, которые вполне легко переваривали такую температуру, не изменяя своих рабочих характеристик и не закипая. В последних тормозных агрегатах производится куда больше тепла, до 400 градусов, с этим смеси на основе минеральных добавок не справляются.
- DOT 3. Изобретенная недавно тормозная смесь, которая решила собой проблему быстрого закипания, следовательно, эту смесь начали заливать во все новые машины.
- Тормозная смесь этого типа делается на основе гликоли, также стоит учитывать, что температура ее закипания находится на отметке около 250 градусов.
- DOT 4. Эта смесь отличается от DOT 3 лишь количеством добавок и сделана на основе гликоли, однако по причине использования большого количества присадок, ее уровень кипения (порог кипения) получилось незначительно поднять до 260 градусов.
- DOT 5. 1. Дальнейшее развитие тормозной смеси для автомобилей на основе гликоля. Тормозные смеси серии DOT 5. 1 применяются куда реже, чем различные типы классификации DOT 4, а их рабочие характеристики не намного выше. Производители дешевых авто используют именно смеси уровня DOT 4 и DOT 5.
Далее мы уже можем подойти к главному вопросу, а именно:
Можно ли смешивать тормозные жидкости разных классов
Как можно видеть из описанного выше текста, тормозные жидкости отличаются друг от друга в плане используемого «базиса» — гликоль или силикон, все остальные их отличия сводятся к набору присадок. Из этого следует, что:
DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Все эти классы тормозных жидкостей выполняются на основе гликолей
Их друг с другом можно смешивать, но важно отметить тот факт, что при смешивании итоговая жидкость наследует права состава с наименьшими характеристиками. Это значит, что если вы смешаете DOT 3 и DOT 5, то получите фактически DOT 3 по показателям температуры закипания
Учитывая более высокую цену тормозной жидкости более высокого класса, подобное смешивание нецелесообразно и может применяться только в экстренных случаях;
DOT 5 и DOT 5.1/ABS. Эти тормозные жидкости, выполненные на базе силикона, также можно смешивать между собой в экстренных ситуациях, но не рекомендуется, поскольку у них составы отличаются довольно значительно.
Стоит отметить, что информацию об используемой тормозной жидкости в автомобиле можно посмотреть в книгах по его технической эксплуатации. Необходимо следовать советам производителя и использовать жидкость именного того класса, который он рекомендует. Стараясь сэкономить, заливая DOT 3 вместо DOT 5, можно столкнуться с проблемами при торможении или чрезмерным износом деталей.
Запомните: Смешивать между собой тормозные жидкости на основе гликоля и силикона категорически запрещено. Это может привести не только к серьезным финансовым затратам для устранения последствий в тормозной системе, он и к полному отказу тормозов.
Разделение по DOT
Вся автомобильная конструкция со времен изобретения подвергалась модернизированию. Тоже самое произошло и с жидкостями. Производители меняли их состав, добавляли присадки, старались вывести идеальную формулу вещества. Относительно им это удалось. Сегодня на рынке автотоваров довольно большой выбор ТС. Каждая марка имеет свои отличительные особенности. Рассмотрим классификацию продуктов по «DOT».
DOT-3. Вещество с гликолевым составом. Считается устаревшей разновидностью ТС, которая используется в старых иномарках и на отечественных Ладах. К недостаткам продукта относят способность накапливать воду. Соответственно, жидкость закипает, подводя этим тормозную систему.
DOT-4. Изготавливается на полигликолевой основе, поэтому ее заливают в более новые авто. По сравнению с предыдущим видом, «четверка» служит дольше на 0,5-1 год. В составе присутствуют присадки. Именно они снижают гигроскопичность. При накоплении влаги жидкость закипает уже после 155°С.
DOT-5. Вещество на силиконовой основе, которое вообще не вбирает в себя влагу. При появлении конденсата, влага оседает, что вызывает негативные последствия. К преимуществам продукта относят отличную текучесть.
DOT-5.1 — жидкость, созданная специально для спорткаров. Способна сопротивляться высоким температурам, при этом имеет малую вязкость.
Последние два вида ТС используются только в определенных марках авто, и если это предусмотрено инструкцией. Неправильно подобранная смесь оказывает негативное влияние на старые системы, провоцируя протечки.
Что такое тормозная жидкость
Немного истории
Тормозную жидкость, как готовое изделие, советские шоферы узнали во время Великой Отечественной Войны, когда по ленд-лизу в СССР было привезено большое количество современных транспортных средств с гидравлической системой тормозов. Так, вместе с легендарными «Студебеккерами» везли нарядные канистры со спиртоглицериновой смесью для гидросистемы их тормозов. Разумеется, в основном к нам ехали грузовики, в которых остро нуждалась Красная Армия.
Подготовленные для отправки в СССР шасси Studebaker US6 для установки на них «Катюш» БМ-13
Однако и современные легковые машины в небольших количествах тоже загружались на борт транспортных судов, отправлявшихся из Америки и Англии в Россию. В некогда очень известном фильме «Счастливый рейс» («Машина 22-12») 1949 г. с Николаем Крючковым и Михаилом Жаровым в главных ролях (между прочим – отъявленными автомобилистами), начальник автоколонны, отчитывая шофёра, так и говорит: — «Может тебе «Паккард» выдать или «Линкольн» с собачкой?». Американские иномарки не были такой уж большой редкостью в автопарках столичных автоколонн.
На фото Наума Грановского 1947 года — московская АЗС и Ford De Luxe Sedan ‘1941, скорее всего поступивший в СССР по ленд-лизу
Однако первыми о ТЖ узнали отнюдь не водители, а лётно-технический состав ВВС РККА. Гидравлика широко начала применяться в нашей авиации с конца 30-х годов для уборки и выпуска шасси самолётов, хвостового колеса, закрылков и тормозов. Смесь готовили механики прямо на аэродроме. Например, в техническом наставлении по истребителю Ла-7 прямо указано, что «гидросистема заполняется смесью глицерина со спиртом следующего состава: для лета — 30% спирта и 70% глицерина, для зимы— 50% спирта и 50% глицерина по объему». В фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» есть эпический фрагмент с приготовлением спиртного напитка «Ликёр шасси», как раз из такой жидкости.
Знаменитый фрагмент с «Ликёром шасси» из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»
Готовые растворы для тормозов в то время у нас не прижились. Для автомобилей её получали, смешивая касторовое масло с бутиловым спиртом (C4H9OH) в пропорции 50/50 по ТУ МХП СССР 1608-47. Причём, в примечаниях (пример: инструкция на «Москвич – 402» 1956 г.) указывалась возможность замены бутанола «другим спиртом, например этиловым (винным) или изобутиловым». Такая практика продолжалась до 60-х годов, когда уже почти 100% парка автомашин стали оснащаться гидравлическими тормозами, и выпуск тормозной жидкости принял промышленные масштабы. Так появились «красная» БСК – раствор по описанному выше рецепту, и «жёлтая» ЭСК – 60% касторки и 40% этилового спирта (C2H5OH). При всех плюсах (нулевая гигроскопичность, идеальные смазывающие свойства), эти «жижи» вскипали при 100-110°С, из-за чего подходили только для маломощных и медленных транспортных средств.
1956. Автомобильная стоянка в Лужниках. Для таких автомобилей тормозной жидкости «50/50: касторка + спирт» было вполне достаточно
«Революцию» в судьбе отечественных тормозных жидкостей совершило открытие Волжского Автозавода в Тольятти. Для «Жигулей», созданных по ФИАТовским лекалам, требовались современные высококипящие ТЖ на гликолевой основе. Какое-то время их поставляли из Италии, и вскоре было создано производство советского аналога ГТЖ-22 и -22М (ТУ 6-01-787–75). Состав тормозной жидкости: диэтиленгликоль (66%), этилкарбитол (32%), этилцеллозольв (3%), антикоррозионные и прочие присадки. Смесь получилась страшно ядовитой, начались тяжёлые отравления «по старой памяти» пытавшихся употребить её внутрь шоферов. Её быстро заменили «Невой», а затем «Томью», которые в какой-то мере отвечали международным стандартам DOT 1 и DOT 2.
Появившийся в 1970 году ВАЗ 2101 кардинально реформировал советскую автомобильную промышленность
Состав тормозной жидкости
Современные тормозные жидкости состоят из трёх основных компонентов: основы, растворителя и пакета присадок. Основой являются полигликоли – синтетические химические вещества, от которых зависят смазочные свойства «эликсира» для тормозов, составляющие около 20% объёмной доли. Недостаток полигликолей – высокая вязкость. Поэтому для придания смеси необходимой текучести в ней присутствует растворитель, состоящий из полигликолевых эфиров и сложных эфиров борной кислоты, занимающий до 80-85%.
Точный рецепт является секретом каждого производителя, однако «свободы творчества» здесь не наблюдается, так как соответствие международным стандартам контролируется независимыми автоклубами и обществами потребителей крайне строго, ведь это продукт, от которого напрямую зависит безопасность.