Признаки неисправности РХХ
Среди признаков, которые прямо или косвенно указывают на некорректную работу датчика холостого хода, можно выделить следующие:
- двигатель плохо запускается – без нажатия на педаль газа запустить мотор становится невозможно;
- при переходе на нейтральную передачу наблюдаются «провалы» в оборотах и их нестабильность;
- при переключении передач обороты падают или двигатель вовсе глохнет;
- мотор плохо прогревается при отрицательных температурах, так как повышенные обороты (1500 об/мин) не достигаются;
- после включения энергопотребителей (дальний свет, отопитель, кондиционер) обороты начинают «проседать» или «плавать»;
- двигатель самопроизвольно повышает и понижает обороты.
РХХ нельзя отремонтировать, устройство подлежит замене. Перед тем как поменять регулятор холостого хода, желательно провести промывку дроссельного узла.
Как проверить регулятор
Способов диагностики РХХ достаточно много. Самые действенные и простые методы проверки регулятора холостого хода Калины:
- Обычное тестирование РХХ на работоспособность. Для этого устройство нужно снять с дроссельного узла и подключить клеммную колодку, если для демонтажа она была отсоединена. После этого нужно запустить двигатель. В момент запуска игла исправного устройства должна выдвинуться. Если подобного не наблюдается – регулятор сломан.
- Проверка подачи на датчик необходимого напряжения. Нужно отсоединить от РХХ клеммную колодку и подключить к выводам вольтметр. После этого один человек включает зажигание, а второй измеряет сопротивление на всех выводах колодки. При отсутствии неисправностей показания вольтметра должны составлять примерно 50 Ом. Напряжение должно быть на уровне 12 В. Если оно существенно меньше, это указывает на неисправность аккумулятора или обрыв электроцепи на одном из участков.
- Измерение сопротивления внутренней и наружной обмоток регулятора. Для этого необходимо воспользоваться мультиметром. Результаты измерения не должны быть ниже 40 Ом и выше 80 Ом. При отклонении от заданного диапазона регулятор холостого хода нужно менять.
Зная признаки неполадок, можно своевременно диагностировать неисправности РХХ и принять меры по их устранению. Хотя регулятор не подлежит ремонту, стоит попытаться его почистить. В некоторых случаях этого оказывается достаточно.
Последовательность диагностики
Точных рекомендаций по последовательности диагностики нет. Если двигатель глохнет периодически, то лучше выждать немного времени и постараться выяснить в чем проблема. Определить неисправность в работе двигателя внутреннего сгорания несложно – электронные системы диагностики позволяют электронному блоку управления записывать неполадки. Следует помнить о методах проверки, основанных на визуальных и слуховых наблюдениях. Наличие посторонних шумов, изменение цвета выхлопов газа и других признаков – указывают на сбой в работе двигателя. Автовладельцы с большим опытом вождения авто знают, что мелкие неисправности приводят к большим проблемам – капитальному ремонту двигателя либо полной его замене. Избежать таких проблем помогают периодические осмотры деталей и узлов агрегата, которые рекомендуется проводить один раз в неделю:
- проверять уровень масла в двигателе, антифриза;
- проводить осмотр на наличие повреждений и разрывов наконечников, разъемов, шлангов;
- следить за работой прокладок и сальников.
Чтобы определить причину остановку мотора на холостом ходу, необходимо:
Сначала тщательно исследовать мотор и пространство под капотом (особое внимание уделить осмотру деталей проводки).
Далее проверить состояние воздушного и топливного фильтров (вместе с этим проверяется уровень жидкостей в системах охлаждения, вентиляции).
Затем прогреть двигатель до высокой температуры, надавить на педать газа – изменение цвета выхлопных газов на белый, серый, сизый или синий, говорит о наличии проблем в ДВС.
Не помешает проверка работы двигателя на наличие разных шумов. Для этого лучше использовать стетоскоп или обычное приспособление, изготовленное из деревянной палки с закрепленной на конце металлической или пластмассовой емкостью небольшого размера. Это поможет услышать как работает двигатель. В процессе исследования звука не лишним будет определить как звучит мотор – звонко или глухо.
3 Ищем проблему в топливной системе
У автомобилей ВАЗ 2106–2109 причиной нестабильного ХХ является карбюратор, а точнее – электромагнитный капан холостого хода. На «классике», т.е. ВАЗ 2105–2107 устанавливают карбюратор «Озон», у которого клапан ХХ расположен справа (если смотреть по ходу автомобиля). На автомобилях 2108–21099 установлен карбюратор «Солекс», у которого клапан расположен сзади, т.е. со стороны салона.
Прежде всего обычно производится проверка крепления клапана, так как он нередко со временем просто откручивается. Если же с креплением проблем нет, следует выкрутить клапан и разобрать. Внутри него расположен жиклер, который необходимо промыть в специальном средстве для чистки карбюраторов и прочистить сжатым воздухом
При этом обратите внимание на состояние провода и место контактного соединения. При необходимости место контактного соединения нужно почистить
Перед установкой электромагнитного клапана на место желательно поставить новую прокладку, чтобы исключить подсос воздуха. Если после его установки ситуация не изменилась, возможно, клапан полностью вышел из строя. Чтобы проверить это, просто включите и выключите зажигание. Если клапан не издает характерных щелчков, значит, его необходимо заменить.
Если клапан в норме, но проблема плавающих оборотов никуда не делась, скорее всего, требуется чистка карбюратора. В этом случае нужно демонтировать карбюратор, выкрутить клапан холостого хода, а также винт регулировки качества смеси холостого хода и винт, отвечающей за регулировку количества оборотов на холостом ходу. Положение регулировочных винтов желательно запомнить. Для этого закрутите каждый винт до упора и посчитайте количество оборотов. При установке винтов на место вы сможете закрутить их до упора, а затем открутить на это же количество оборотов. Таким образом, у вас не собьются настройки карбюратора, если, конечно, вы уверены, что он настроен правильно.
Затем во все отверстия нужно впрыснуть средство для прочистки карбюратора и продуть сжатым воздухом каждое отверстие. Имейте в виду, что с первого раза добиться хорошего результата не получится, поэтому каждое отверстие нужно прочищать и продувать по несколько раз. После продувки обязательно нужно разобрать карбюратор, т.е. снять верхний блок и заменить прокладку межу верхним и нижним блоками. Причем после сборки место стыка следует промазать автомобильным герметиком.
Дело в том, что со временем прилегающие поверхности искривляются, и в результате их неплотного прилегания происходит подсос воздуха. Особенно часто подобная ситуация происходит на автомобилях 2109 и других модификациях с карбюратором «Солекс».
Не рискуйте совершать действия, если не обладаете достаточной подготовкой и знаниями. Иногда будет достаточно вникнуть в суть проблемы, чтобы проконтролировать затем работу ремонтной службы
Иногда причины нестабильности холостого хода заключаются в настройках качества смеси. Если обороты слишком низкие и автомобиль периодически глохнет, возможно, смесь сильно обедненная, т.е. в цилиндры попадает много воздуха, в результате чего при взрыве смеси в камере сгорания не образуется необходимое давление. Другими словами, падает мощность, в результате чего снижаются обороты и двигатель глохнет.
В таком случае нужно немного выкрутить болт качества смеси. Делайте это плавно, так как в слишком богатой смеси двигатель «захлебнется» и тоже заглохнет. Причем после этого завести его будет проблематично, пока не просохнут свечи. Характерным симптомом богатой смеси являются громкие хлопки, так как несгоревшее топливо взрывается в выхлопной трубе. Поэтому винт нужно отворачивать лишь до тех пор, пока обороты не перестанут расти. Затем следует подстроить второй винт, отвечающий за количество оборотов, чтобы холостые обороты находились в пределах 800–900 об/мин.
На более современных моделях, таких как Приора или ВАЗ 2114, зачастую вместо карбюратора установлен инжектор. Для промывки его форсунок требуется специальный стенд и жидкость для промывки инжекторов. Соответственно, справиться с этой задачей своими силами в домашних условиях не получится.
Если перебои на холостом ходу не связаны с работой карбюратора или инжектора, необходимо проверить бензонасос. На «классике» и моделях 2108–2109 бензонасос расположен под капотом. У всех более новых моделей ВАЗ топливный насос расположен под задним сиденьем. Чтобы получить к нему доступ, нужно снять сиденье и демонтировать люк. На фото ниже вы видите бензонасос ВАЗ 2112.
Бензиновый двигатель не держит холостые обороты
Начнем с того, что данная неисправность указывает на две возможные причины: выход из строя отдельных механизмов, узлов или датчиков, а также сильное загрязнение определенных элементов. Как в первом, так и во втором случае необходимо провести диагностику. Мотор на инжекторных и карбюраторных авто чаще всего может глохнуть на холостых в таких случаях:
- вышел из строя регулятор холостого хода (РХХ);
- произошло загрязнение или неисправность дроссельной заслонки;
- забиты каналы карбюратора или загрязнен топливный жиклер ХХ;
- снижена или нарушена производительность инжекторных форсунок;
- забита сеточка топливного электро/механического насоса, возникли неисправности данного узла;
- произошло снижение пропускной способности топливного фильтра;
- загрязнен воздушный фильтр, подсос воздуха на впуске;
- отказ датчика массового расхода воздуха, датчика положения дроссельной заслонки и т.д;
- засорение системы вентиляции картера двигателя;
Если машина сразу глохнет или обороты заметно плавают после того, как отключается стартер, тогда следует обратить внимание на дроссельный узел. Возможен вариант как засорения заслонки, так и подклинивания механизма
Данная неисправность, особенно сильное загрязнение, возникает в результате длительной езды на горючем низкого качества, а также несвоевременной замены воздушного фильтра.
В этом случае дроссельную заслонку нужно чистить. Для очистки дросселя используется обычный «карбиклинер» (средство для чистки карбюраторов), а также необходимо продуть заслонку при помощи сжатого воздуха из компрессора. Если данные действия не помогли, тогда потребуется оценить состояние маслоуловителя. Данный элемент является составной частью системы вентиляции картера двигателя. Загрязнение маслоуловителя приводит к тому, что картерные газы «душат» мотор, холостой ход плавает и ДВС глохнет.
Теперь давайте посмотрим на ситуацию, когда машина нормально заводится, но затем начинает глохнуть (постоянно или с определенной периодичностью). Подобная ситуация часто возникает на инжекторных авто, которые имеют систему электронного управления двигателем (ЭСУД).
Владельцам автомобилей, которые давно находятся в эксплуатации, желательно иметь указанные датчики в запасе, а также мультиметр для самостоятельной диагностики. Особенно это необходимо в том случае, если автомобиль часто используется для дальних поездок по трассе. Отметим, что большинство указанных датчиков имеет приемлемую стоимость.
Теперь несколько слов о карбюраторе. Двигатель часто глохнет на таких моторах именно по причине загрязнения жиклеров и длительном отсутствии надлежащей регулировки карбюратора. Дело в том, что даже мелкие частицы мусора в топливе способны нарушить работу карбюраторного впрыска. Грязь может содержаться как в низкосортном бензине, так и попадать в систему из бензобака, в котором постепенно накапливаются отложения.
Такое средство представляет собой растворитель-очиститель в аэрозольном баллончике. Что касается механического топливного насоса карбюраторных двигателей, в насосе данного типа имеется фильтрующая сетка. Указанный элемент также может забиваться, снижая производительность насоса. Выйти из строя также может мембрана механического бензонасоса. Параллельно с износом частицы мембраны забивают каналы в карбюраторе.
С системой впрыска на инжекторе ситуация сложнее. Если замена датчиков ЭСУД не помогает, тогда следует начать проверку впускного коллектора на предмет подсоса лишнего воздуха на впуске, а также исключить воздух в топливной системе. Затем понадобиться перейти к проверке инжекторных форсунок, замерить давление в топливной рейке, осмотреть вакуумные шланги и т.д
Отдельное внимание потребуется вакуумному усилителю тормозов. Также добавим, что независимо от типа впрыска (моторы с инжектором или карбюратором) необходимо проверить зажигание, свечи зажигания, высоковольтные провода, катушку-распределитель и другие элементы системы
Скачки оборотов мотора: как исправить
Теперь давайте поговорим о том, что может предпринять подкованный в автомеханике владелец транспортного средства.
Подсос воздуха
Как мы уже упоминали выше, это явление наблюдается при условии плохой герметизации. Её то и нужно проверить в первую очередь. Можно снимать по отдельности каждый шланг магистрали подачи воздуха к впускному коллектору и продувать его. Чтобы упростить задачу можно обработать шланги WD-40. На месте испарения состава будет трещина. Шланг лучше заменить.
Регулятор холостого хода
Состояние этого прибора измеряется мультиметром. Необходимо снять показания сопротивления, если они в пределах от 40 до 80 Ом, то требуется замена.
Клапан вентиляции картера
Он имеет свойства загрязняться со временем и оказывать влияние на число оборотов двигателя. Чтобы прочистить клапан, необходимо разобрать масляный картер и извлечь его. Промывка в керосине избавит от масляного шлама. После процедуры необходимо просушить запчасть и установить обратно.
Замена ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха очень деликатный и в случае поломки ремонту не подлежит. Его можно только заменить.
Инжекторные двигатели
Перечисленные причины повышения оборотов на холостом ходу касаются карбюраторных двигателей. Но многие из них дают о себе знать и на инжекторах. Однако во втором случае к списку проблем добавляются и неполадки с электроникой. Высокие холостые обороты на инжекторных моторах объясняются так:
- Неправильная настройка или повреждение датчика контроля температуры антифриза. Если узел вышел из строя, двигатель будет поддаваться постоянному прогреву, что не позволит ему свободно сбросить обороты. Связано это с тем, что блок управления не получает никакой информации (или получает, но неправильную) о текущей степени нагрева силовой установки, поэтому он будет пытаться нагреть ее. Помимо неэкономичного расхода топлива и высоких оборотов на холостом ходу, неполадка может вызвать более серьезную проблему — перегрев мотора с последующим выходом из строя. В таком случае придется проводить сложный и дорогой ремонт узла. Для определения неполадок достаточно применить диагностический сканер.
- Повреждение или неправильная работа датчика расположения дроссельной заслонки. Этот элемент является одним из наиболее важных во всех инжекторных двигателях. Если он подает на ЭБУ неправильные данные, указывая на открытие заслонки, число оборотов будет постоянно расти. К проблеме приводит заклинивание или полное повреждение детали.
- Повреждение возвратной пружины или проблемы с ее работой. По мере эксплуатации автомобиля обратная пружина может растягиваться или соскакивать со своего места, что приведет к рассматриваемой проблеме. Восстановить прежнее состояние можно своими усилиями.
- Заедание тросика дроссельной заслонки. Дефект проявляется в старых моделях автомобилей, например, ВАЗ 2107, 2109, 2110 и т. д. , и решается обычной заменой тросика или нанесением смазки на имеющуюся деталь.
- Повреждение уплотнительных прокладок на форсунках. Определить такую поломку очень сложно, при этом во время ТО ее проводят в последнюю очередь. При повреждении прокладок в камерах сгорания оказывается дополнительный воздух, который повышает число оборотов.
Будет также интересно: Что нужно знать о работе вакуумного усилителя тормозов
2 Производим диагностику – начинаем с самого простого
Зачастую причины нестабильного ХХ бывают достаточно простые, поэтому начинать диагностику следует именно с них. В первую очередь проверьте воздушный фильтр – достаньте его из кожуха и посмотрите сквозь него на свет. Если фильтр не просвечивается, его необходимо заменить, а также, пользуясь случаем, почистить воздуховоды.
Обязательно нужно обратить внимание на топливный фильтр. Правда, визуально определить его неисправность не получится
Поэтому постарайтесь вспомнить, как давно вы его меняли и приходилось ли заправлять автомобиль некачественным топливом. Даже если вы заправляете авто только качественным бензином, фильтр необходимо менять каждые 25000 км.
Тщательная диагностика — залог качественного результата любого ремонта
Если перебои появились после заправки автомобиля, вполне возможно, что проблема заключается в самом топливе. Чтобы устранить ее, нужно слить некачественный бензин из бака и залить хорошее топливо.
Почему плавают обороты на ВАЗ-2115 инжектор
Основные причины, по которым плавают обороты двигателя на ВАЗ-2115
Если в работе автомобиля все нормально, то вы наблюдаете следующую картину. После того как двигатель заведен, стрелка тахометра поднимается до примерно 2,5 тысячи оборотов в минуту. Постепенно, по мере прогрева, она опускается. Нормальным считается диапазон 800-900 оборотов в минуту. Однако бывает и так, что стрелка не держится стабильно возле нужных отметок. Она поднимается то вверх, то вниз – создается ощущение, будто двигатель живет какой-то «своей жизнью». При этом диапазон отклонений бывает достаточно широким.
Если вы заметили, что у вашего автомобиля плавают обороты, то нужно как можно скорее заняться поиском первопричины. Как уже говорилось выше, данная проблема достаточно неприятна, и чем раньше ее устранить – тем лучше. Причин, по которым обороты двигателя начинают плавать, имеется множество, в том числе и у инжекторных авто. Их полное перечисление займет довольно много места, поэтому мы ограничимся только лишь основными.
Зачастую первопричиной проблемы оказывается выход из строя какого-то датчика. Возникает ситуация, когда электронный блок управления пытается считать нужную ему информацию, но получить ее не может. Следствием этого как раз и является некорректная работа двигателя, в том числе и плавание оборотов. В «пятнашке» с инжекторным двигателем можно выделить следующие основные первопричины проблемы:
- повреждение высоковольтных проводов, в том числе и из-за банального износа;
- вышедший из строя регулятор холостого хода;
- свечи – загрязнение, выработанный ресурс, низкое качество;
- неисправность датчика рециркуляции выхлопных газов;
- некорректная работа датчика массового расхода воздуха.
Также следует указать еще одну, достаточно распространенную причину. Речь идет о банальном попадании в систему впуска воздуха извне
Проверить его работоспособность достаточно просто. В первую очередь следует, конечно же, отыскать устройство – оно располагается возле датчика, контролирующего положение дроссельной заслонки. Затем берем мультиметр и замеряем сопротивление. Если показатели отклоняются в ту или иную сторону от допустимого интервала (40-80 Ом), значит, можно практически со 100-процентной уверенностью констатировать – первопричина проблемы найдена.
Если же здесь все в порядке, значит, следует заниматься дальнейшим поиском. В частности – проверить датчик массового расхода воздуха. Сделать это довольно просто. Отключите от этого датчика разъем, после чего заведите двигатель. В случае если вы не заметили никаких изменений в его работе, значит, проблема, скорее всего, именно в этом датчике. Подтверждением может стать немного улучшившаяся динамика автомобиля.
Достаточно часто обороты начинают плавать при проблемах со свечами или высоковольтными проводами. В первом случае поможет визуальный осмотр. Свечи следует внимательно изучить на предмет нагара. Также вспомните, когда вы их в последний раз меняли, возможно, причина в банальной выработке ресурса. Проблему с высоковольтными проводами можно рассмотреть в темноте. Если вы увидите там фейерверк искр, немедленно их замените. Впрочем, можно пойти и по более простому пути. Нужно просто взять заведомо работоспособные свечи или провода, одолжив их, например, у кого-то из знакомых, и поставив на свое авто. Сперва замените что-то одно, затем – другое. Если работа двигателя стала нормальной, значит, проблема найдена.
Почему на холодную плавают обороты
Общие причины скачущих оборотов
Сначала рассмотрим основные причины указанной неисправности для инжекторных двигателей, поскольку чаще всего именно на нем и возникает данная проблема. К тому же большая часть ниже перечисленных неисправностей будут встречаться на моторах любого типа питания топливом.
Подсасывание атмосферного воздуха
Подсасывание воздуха во впускном коллекторе может стать причиной того, что обороты будут плавать как «на холодную», так и «на горячую». Воздух может попадать в двигатель не только непосредственно через впускной коллектор, но и через трещины в элементах воздушной системы. Например, через стенки коллектора (очень актуально для коллекторов с пластиковым корпусом), негерметичные вакуумные шланги, места присоединения шлангов или патрубков. Часто подсасывает воздух в том месте, где дроссельная заслонка прилегает к коллектору.
Так как вопрос стоит почему именно холодный двигатель не держит обороты, а при прогреве все приходит в норму, то в данном случае стоит вспомнить обычную физику. Просто по мере прогрева прогреваются и все элементы под капотом, из-за чего их корпуса расширяются и воздух, если и подсасывается, то в меньшей мере. Следовательно обороты выравниваются и больше не скачут.
Типовые детали во впускном тракте, через которые обычно происходит подсос воздуха:
- Прокладка впускного коллектора. Как и большинство прокладок, она со временем дубеет и сохнет. Соответственно, через коллектор начинает проникать воздух, который не учитывается датчиками (в частности, ДМРВ, ДАД и другими). Из-за излишнего воздуха в системе двигатель начинает “задыхаться” и в конечном итоге глохнет.
У карбюраторных автомобилей еще может происходить подсос воздуха в следующих местах:
- Регулировочный болт топливной смеси. В случае, если он поврежден или неправильно настроен, то возможно, что при холодном двигателе в карбюраторе будет образовываться топливовоздушная смесь с неоптимальными параметрами.
- Прокладка под карбюратором. При ее повреждении либо просто старении она может пропускать через себя внешний воздух, из-за чего также будет образовываться неподходящая для “холодного” режима топливовоздушная смесь.
- Дроссельная заслонка, если она не плотно прилегает на свое посадочное место. Если на инжекторных двигателях заслонка приводится в движение сервоприводами, то у карбюраторных машин у заслонки обычно привод механичский — через металлический тросик. Поэтому причиной неплотного прилегания может быть как грязная заслонка, так и проблемы с тросиком. Например, его загрязнение, повреждение рубашки, появление на нем грязи либо ржавчины.
- Оси дросселей. При их загрязнении или повреждении нормальная работа дросселя нарушается. Соответственно, возможен сбой холостых оборотов в различных режимах работы двигателя, в том числе, на холодную.
- Диафрагма демпфера дросселя. Ее задача состоит в обеднении топливовоздушной смеси до оптимальных показателей. При ее повреждении (трещины, старение) возможен подсос воздуха. Результат будет аналогичный — нестабильные обороты в разных режимах работы мотора.
- Электромагнитный клапан. Его основная задача заключается в том, чтобы снизить расход топлива двигателем. Реализуется это путем того, что клапан перекрывает канал, по которому подается топливовоздушная смесь. Если клапан неисправен совсем, то его игла будет полностью перекрывать этот канал и двигатель попросту заглохнет. Если же электромагнитный клапан лишь частично вышел из строя, то обороты двигателя, в том числе, на холодную, будут нестабильными.
Проблема с форсунками или бензонасосом
Каждый из этих элементов топливной системы может работать неправильно, из-за чего могут наблюдаться нестабильные обороты. К примеру, если бензонасос будет качать топливо с перебоями, то двигатель может недополучать необходимый объем бензина или солярки, что приведет к скачкам стрелки на тахометре.
То же самое касается и форсунок – они могут забиваться и впрыскивать топливо неправильно. То есть в одну камеру сгорания может попадать больше топлива, в другую – меньше. Это нарушает стабильность работы силовой установки, и в такой ситуации обороты просто не могут быть стабильными. Поэтому чаще всего требуется комплексная диагностика автомобиля.
Описание дефектов, вызывающих неравномерную работу мотора
При поступлении избыточных воздушных масс электронный блок управления (ЭБУ) подает сигнал, требующий восстановить баланс между воздушными массами и горючей жидкостью для создания топливовоздушной смеси. При добавочном поступлении топлива увеличиваются обороты. Соответственно, чтобы прекратить излишнюю подачу горючего, автоматически снижаются обороты, происходят ощутимые скачки.
Поломки РХХ бывают вызваны нарушением целостности электропроводов, отказами регулятора вследствие использования некачественных топливных смесей. При поломке РХХ двигатель автомобиля теряет стабильность, скачут обороты, произвольно повышаясь и понижаясь.
Картерные газы обогащают топливовоздушные смеси во впускном коллекторе. Если нарушается их поступление в коллектор, плавают обороты при запуске двигателя на холодную в сторону снижения до 750 вместо 1200 оборотов в минуту. Заклинивание вентиляционного клапана происходит вследствие наличия избыточных масляных налетов на стенках картера.
Поломка датчика массового расхода воздуха картера может быть вызвана избыточным слоем пленки отработанного масла. Отказ ДМВР может также произойти из-за поломки термоанемометра, контролирующего воздух в цилиндрах. Электронный блок управления получает искаженные данные, подаются добавочные порции воздуха в камеру сгорания, вследствие этого обороты двигателя становятся нестабильными.
Дроссельная заслонка может заклинить из-за скопления отработанного масла, препятствующего закрытию и открытию, а также вследствие поломки приводного механизма. Этот дефект является наиболее распространенным и в карбюраторных автомобилях. В них также наблюдается неравномерная работа двигателя на холостых оборотах.
Как найти причину и исправить?
Прежде чем исправить проблему, необходимо найти ее источник, то есть ту деталь, механизм или электронный прибор, который и вызывает троение оборотов.
- В авто с карбюраторами для начала необходимо проверить, не является ли причиной скачков поломка электромагнитного клапана. В этом случае движок на холостых оборотах будет работать только на подсосе, а если его убрать — мотор заглохнет. При поломке придется заменить клапан.
- Если причина не в клапане, то необходимо снять карбюратор, тщательно прочистить жиклеры и каналы, заменить воздушный фильтр карбюратора. Чистка жиклера и каналов производиться с помощью специальных аэрозолей для карбюраторов.
- Также нужно оценить уровень топлива в поплавковой камере и, при необходимости, правильно настроить подачу. Регуляция карбюратора — не самая простая процедура, поэтому при отсутствии опыта лучше доверить эту работу специалистам.
Обнаружить причины скачков оборотов в инжекторных двигателях сложнее, так как зачастую проблемы вызваны электронными «мозгами» авто.
В инжекторных двигателях поиск причины поломки можно начать с регулятора холостого хода (РХХ). Состояние регулятора можно проверить с помощью мультиметра, при показателях, отличающихся от стандартных показателей в 40–80 Ом, РХХ сломан и его придется заменить. При незначительных отклонениях можно попробовать отрегулировать его при помощи отвертки, ослабляя или закрепляя винты, регулирующие обороты.
Определить, что из строя вышел датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) может помочь диагностика на станции техобслуживания. Поводом для обращения могут быть симптомы неисправности (скачки оборотов движка) в совокупности с загоревшейся лампочкой Check Engine. Как правило, современные СТО оборудованы программным обеспечением для определения того, что из строя вышел именно ДМРВ. Так как ремонту датчик не подлежит, то придется его заменить. Проверить датчик на неисправность можно и в домашних условиях: с помощью мультиметра (при показателях выше 1,04 его можно менять) или отключив ДМРВ. Если при отключенном датчике скачки прекратились, а обороты движка держатся на уровне 1500 Об/мин — проблема в ДМРВ.
Клапан рециркуляции выхлопных газов EGR расположен во впускном коллекторе и соединяется с выпускным. Проверить его работу можно с помощью мультиметра, также можно провести визуальный осмотр прилегающих трубок и разъемов. При замене клапана прилегающие трубки необходимо очистить от нагара.
Проверка высоковольтных проводов может проводиться несколькими способами. Для начала стоит осмотреть их на наличие внешних повреждений (трещин, надрезов). Также можно присмотреться к ним ночью при выключенных фарах и запущенном двигателе. Искры в проводах сигнализируют о пробоях. Наличие повреждений можно проверить с помощью провода с зачищенными концами, одна сторона прикладывается к кузову авто, другой нужно проводить по ВВ проводам. О нарушении изоляции также можно узнать по появившимся искрам. Еще один способ определить нарушение изоляции — проверка мультиметром в режиме омметра. Показатели сопротивления не должны превышать 10 кОм. При любых наличествующих повреждениях необходимо полностью заменить высоковольтные провода в комплекте.
Проверка свечей зажигания проводится сперва визуально — мокрая от бензина свеча или большой нагар на ней требует незамедлительных действий. Также можно удостовериться в правильной работе свечи с помощью специального пистолета для проверки свечей, который можно приобрести в автомагазинах
При необходимости свечи тщательно, но осторожно очищаются от нагара либо меняются на новые.
Для того чтобы промыть клапан вентиляции масляного картера необходимо разобрать сам картер, а затем извлечь клапан. Клапан промывается от масляного нагара в керосине или иным химическим средством
После просушки клапан можно устанавливать на место.
Промывка дроссельной заслонки от масляных отложений может проводиться как со снятием агрегата, так и без него. Промывка проводиться специальными химическими аэрозолями.
Топливный насос высокого давления, применяемый в дизельных авто, можно обработать антикоррозийным средством. Для этого аэрозоль распыляется прямо в горловину топливного бака перед заправкой. Если планируется поставить дизельный авто на длительный «прикол», то перед этим можно залить в бак 200–300 мл моторного масла и поездить 1 день. Естественно, машина будет чадить и дымить, однако это предотвратит появление коррозии. Если же из строя вышли лопасти ТНВД, то придется менять весь насос в сборе.
Клапан ЕГР
На многих автомобилях с инжекторной системой питания есть клапаны рециркуляции выхлопных газов. Их основная задача – возврат части выхлопных газов обратно в камеру сгорания, что якобы способствует снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду. Эти клапаны часто забиваются нагаром и перестают работать, в результате чего в камеры сгорания поступает воздушно-топливная смесь вместе с выхлопом в совершенно непредсказуемой пропорции. Это приводит к плаванию оборотов и появлению на приборной панели ошибки «Чек». Клапан рециркуляции выхлопных газов (клапан ЕГР) достаточно легко достается, очищается и ставится обратно. После этого двигатель работает ровно и без ошибок.
В России нашли другой способ борьбы с этой проблемой: клапан просто глушится стальной пластиной, в результате чего выхлопные газы не имеют прохода в камеры сгорания двигателя. Туда поступает только воздушно-топливная смесь. Да, количество выбросов в атмосферу увеличивается, но это мало кого волнует.
Различие IACV и RACV
До 6 поколения, использовался клапан IACV (Idle Air Control Valve) в последующих моделях ставился уже RACV (Rotary Air Control Valve). Различие IACV и RACV в способе перекрытия воздуха (еще одного канала). В IACV используется соленоид-поршень, который при подаче напряжения перекрывает канал на нужную величину, благодаря командам ECU. RACV работает как водопроводный кран, он имеет поворотный механизм, при повороте механизма достигается более точное перекрытие канала на нужное количество градусов. Согласитесь что для перекрытия канал с с диаметром в 0,5см, больше возможностей будет с фазой поворота, нежели с последовательным перекрытием.
Подведем итоги
В первую очередь неисправность инжекторной и карбюраторной системы питания, следует начать диагностировать с осмотра дроссельной заслонки.
В случае с инжекторным двигателем, точно определить неисправность конкретного датчика поможет компьютерная диагностика. Для этого лучше всего воспользоваться услугами сервиса, который специализируется на обслуживании автомобилей конкретной марки.
Помните, что своевременная диагностика позволит устранить неисправность без существенных затрат.
Очень важно, чтобы двигатель правильно работал в любом режиме, в том числе и на холостом ходу. Однако многие автовладельцы сталкиваются с проблемой: при сбросе газа не сбрасываются обороты двигателя
Как только подобный дефект обнаружен, необходимо немедленно выяснить причину и устранить неисправность для бесперебойной работы авто. Также двигатель может долго сбрасывать обороты, что также не способствует правильной работе.
Обычно по достижении рабочей температуры, обороты должны упасть до своей нормы. Показатели для каждой конкретной модели транспортного средства производитель указывает в руководстве по эксплуатации. Они могут немного изменяться в зависимости от пробега и общего состояния автомобиля, но обычно держатся в пределах 650-1000 оборотов.
В некоторых случаях очень медленно сбрасываются обороты или же вовсе держатся на прежнем уровне в 1500-2000 оборотов. В таком режиме не только увеличивается расход топлива, что сказывается на финансах водителя, но и способствует износу двигателя.
Причину сбоя работы в холостом режиме необходимо диагностировать при помощи квалифицированных мастеров. Однако и самостоятельно понять, почему не падают обороты двигателя.