Ремонт литых дисков
Перед тем как производить какие-либо ремонтные работы, необходимо разобраться с характером повреждения. Есть такие дефекты, которые уже не подлежат ремонту, а есть совсем незначительные, легко поддающиеся исправлению. К видам неисправностей литых автодисков можно отнести:
Легкосплавные диски
Если трещина либо скол небольшой, то решить такую проблему можно. А вот когда наблюдаются длинные и глубокие трещины либо большие вмятины, то ремонтировать автодиск нет смысла.
Его уже никак не спасти, да и производители совсем не рекомендуют производить какие-либо ремонтные работы с литыми дисками. Все потому, что использование даже отремонтированного варианта не гарантирует полную безопасность при движении. А если еще восстановление будет проводиться неквалифицированными работниками, то есть большой риск при эксплуатации такого колесного диска.
Ремонт автодисков может производиться несколькими методами:
- сварка;
- рихтовка;
- окрашивание;
- наплавка;
- косметический ремонт.
При помощи сварки можно решить такие проблемы, как неглубокие трещины, зазубрины.
Также можно восстановить поцарапанные участки. Но несмотря на утверждения работников шиномонтажа, исправить литой диск полностью никак не получится. Ведь специалисты знают, что их совсем нельзя нагревать. И к тому же в точности повторить химический состав, из которого изготавливаются автодиски, практически невозможно. В общем, отремонтированный таким способом обод будет не способен выдерживать нагрузки. Термическая обработка может привести к изменению геометрии диска и использовать его в дальнейшем крайне не рекомендуется.
Термообработка обода
Рихтовка, или как чаще называют прокатка, может помочь убрать незначительные повреждения обода. На безопасность эксплуатации в будущем это практически не влияет, если только во время рихтовки не применялось нагревание. Небольшие изъяны можно убрать при помощи молотка. Аккуратно постукивая по поврежденному месту, необходимо придать авто диску правильную форму. Это может занять много времени, но зато не понадобится прибегать к нагреву.
Окраска литых дисков считается очень распространенной услугой в автосервисах. Это помогает скрыть мелкие изъяны и продлить период его использования. Качество окрашивания должно быть на высоком уровне, поэтому этим делом обязаны заниматься только профессионалы.
Неправильная окраска может привести к статическому дисбалансу, так как краска будет нанесена неравномерно. Важным нюансом является подготовка диска к окрашиванию. Предварительно необходимо удалить с него всю грязь, бензин, масло и снять прежнее покрытие.
Наплавка также предусматривает термообработку обода, при которой используется аппарат аргонно-дуговой сварки. Таким методом производится ремонт выбоин на автодиске. Но его также не рекомендуют использовать, как и обычное нагревание. В данном случае вместо качественного диска получается просто красивый.
Косметический ремонт заключает в себе восстановление глянца, и, при надобности, окрашивание. Такая реставрация практически не влияет на безопасность дальнейшего использования.
Отреставрированный автомобильный диск
Что представляет собой правка диска
Правка дисков – это процесс воссоздания первоначальной геометрии штампованного или литого изделия после его повреждения либо усталостных деформаций в результате слишком долгого использования и физического износа. Чтобы обеспечить правку диска, автолюбителю необходимо явиться со своим авто на станцию техобслуживания, где мастер проделает с испорченным колесом следующие процедуры:
Пресс для правки дисков
- Для начала колесо снимается со ступицы при помощи баллонного или гидравлического ключа.
- Изделие очищается от грязи щёткой, а потом моется под струёй воды.
- Мастер тщательно обследует диск на предмет повреждений и появления трещин из-за деформаций.
- После этого колесо помещается на специальный правочный пресс, надёжно фиксируется на нём, и специалист начинает свою работу.
- Первое, что происходит – это исправление кривизны по внутренней части изделия, в ходе которого оно обретает правильную округлую форму. Происходит это за счёт работы гидравлического пресса, оказывающего усилие от 5 до 10 тонн, в зависимости от производителя и мощности прибора.
- Достаточно часто бывает, что сама структура диска не тронута, но из-за сильного удара у него замят один из краевых кантов на бортике. Для этого используется прокатный стан, изделие, вращаясь, проходит через систему роторов, где происходит восстановление колеса.
- Стальные штампованные диски править гораздо легче, так как их металл легко гнётся и для достижения результата нужно лишь восстановить геометрию. Если диск оказался легкосплавным, то в нём возможно образование микротрещин, от которых он может лопнуть. В таких случаях мастер прибегает к аргонной сварке, устраняя при этом дефект.
Правка литых дисков
- После сварки он шлифует диск и подвергает его окраске с предварительным снятием старого слоя ЛКП. Правка стальных дисков проходит гораздо проще, их можно покрасить из обычного баллончика, особенно если после этого на них будут установлены декоративные колпаки.
- По завершении операции колесо тестируется на специальной балансировочной машине, и если всё в порядке, на него одевается покрышка, готовое изделие в сборе фиксируется обратно на ступицу. Если диск нуждается в покраске, то вся процедура займёт около суток, если нет – то водитель уедет из СТО уже через 1-1,5 часа.
Именно поэтому официальные дилеры при малейшем изгибе колеса сразу настаивают лишь на замене диска. Однако, если речь идёт о штамповке из стали, то их правка – обычное дело, так как простой изгиб никак не отражается на свойствах пластичного и легко поддающегося обработке металла. Единственное, что надо будет обязательно сделать, когда уже прошла правка штампованных дисков, – это покрасить восстановленные изделия во избежание образования коррозии.
Ремонтное оборудование
В зависимости от типа диска применяют один из двух станков для восстановления геометрии колеса. Устройство для правки штампованных изделий имеет в своем составе шпиндель, на котором закрепляется само колесо, а также прокатные ролики. Они, создавая высокое напряжение на поверхности обода, заставляют его принять свою первоначальную форму.
Принципиально иное строение имеет стенд для правки дисков цельнолитого типа. Рабочими элементами в таком станке являются гидравлические цилиндры и насадки. Цилиндр, после установки непосредственно на деформированное место, вытягивает материал, возвращая ободу первозданный вид. Очень часто в состав такого оборудования включают элементы токарных станков для восстановления «прикладочных» поверхностей.
Преимущества штампованных дисков перед литыми
Автолюбители по-прежнему продолжают спорить о том, какие колесные диски лучше: штампованные или литые. Каждый вид этих дисков имеет свои плюсы и минусы, то есть достоинства и недостатки, в которых мы попробуем разобраться. Первые производят путем холодной штамповки двух частей – центрального элемента и обода. А затем детали соединяют точечной сваркой. Они выполнены из стали.
Литой диск создается путем отлития жидкого сплава в специальной форме и последующей доработке. Как правило, литые диски производят из алюминия, иногда из магния. Основным минусом «штамповки» является непрезентабельный внешний вид. Они выглядят на порядок визуально хуже, чем литье. Кроме того, в силу особенностей самой стали, на металле быстрее и чаще образуется ржавчина. Однако, и первый и второй недостаток можно легко устранить. С коррозией отлично справляется пескоструйная чистка, а привлекательный вид достигается при помощи колпаков.
Но, как бы ни старались литые алюминиевые «собратья», вытеснить с рынка сталь им не удается. Это обусловлено преимуществами штампованных дисков:
- Низкая цена.
- Сохранение подвески при ударе.
- Податливость в ремонте.
Штамповка стоит в 2-3 раза дешевле. В силу свойств металла штампованный диск поддается деформации, принимая удар на себя и смягчая нагрузку на элементы ходовой части. А при наличии дефекта можно легко исправить его на шиномонтаже.
Способы восстановления и ремонта литых дисков
Для решения проблем, связанных с ремонтом литых диском, требуется помощь квалифицированных специалистов. Своими руками можно лишь поправить защитное покрытие. Часто для качественного ремонта литья требуется дорогостоящее оборудование и инструменты, а также знания и умения персонала.
- Любой колесный диск перед ремонтом подвергается тщательной ревизии. Для этого внутренняя и внешняя поверхность диска очищается от загрязнений. После этого можно обнаружить даже незаметные на первый взгляд дефекты.
- При обнаружении трещин литой диск отправляется на аргоновую сварку. Заделывание трещин производится специальным электродом в среде инертного газа (аргона). Для легкосплавных дисков на основе алюминия применяются электроды марки АГ, а для ремонта магниевых сплавов требуются электроды АМГ.
- После сварки диск зачищается от наплывов и брызг расплавленного металла.
- Теперь необходимо проверить геометрические характеристики литья, а при необходимости исправить их на специальном станке. Диск центрируется и крепится во вращающемся патроне. При помощи гидравлического цилиндра с набором насадок поверхность диска выправляется. В итоге геометрия диска восстанавливается, устраняются радиальные и осевые смещения.
- Далее поверхность литого диска шлифуется, обезжиривается и наносится слой акриловой или порошковой краски. Детали с нанесенным порошком (краской) отправляются в камеру полимеризации, где при высокой температуре образуется прочный защитный слой.
- Осталось проверить балансировку отреставрированного диска и вынести окончательный вердикт. После ремонта некоторые литые диски специалисты рекомендуют устанавливать только на заднюю ось.
Благодаря современным технологиям реставрации многие повреждения литых дисков удается успешно отремонтировать. Важными составляющими полного восстановления работоспособности литья станут профессионализм работников СТО и наличие у них высокотехнологичного оборудования.
Виды повреждений литых дисков
Автолюбители должны осознавать, что эксплуатировать «проблемные» литые диски небезопасно. В настоящее время большинство неисправностей успешно устраняются. В зависимости от характера повреждения легкосплавного диска подбирается соответствующая технология ремонта.
Основными видами повреждений литых дисков являются:
- трещины,
- радиальное смещение,
- осевое смещение,
- сколы,
- нарушение лакокрасочного покрытия.
Причины повреждений легкосплавных дисков
В каких же дорожных ситуациях появляются эти проблемы?
- Причиной трещин на поверхности литья чаще всего становится сильный удар при попадании в глубокую яму или выбоину на дороге. Особенно сильно страдают диски при использовании низкопрофильной резины.
- Радиальное биение (смещение) образуется при наезде колеса на высокий бордюр, а также при его попадании в яму. В таком случае на диске появляется вмятина. Эта беда чаще всего случается с «литьем».
- При осевом биении появляется «восьмерка», которая становится результатом бокового удара литого диска о бордюр. Аналогичное повреждение возникает и при боковом столкновении с другим транспортным средством.
- Сколы и повреждения защитного покрытия не сразу разрушают легкосплавный диск. Действие агрессивной соли проявиться через пару лет, но тогда ремонтировать диск уже будет поздно.
Какие повреждения литых дисков не поддаются ремонту
Перед тем, как обратиться в специализированную мастерскую, которая ремонтирует литые диски, автомобилисту нужно знать, какие проблемы для литья становятся роковыми. Не все работники автосервисов честно и прямо откажутся от работы при серьезных поломках. Некоторые воспользуются наивностью владельца для получения выгоды. Поэтому при отсутствии надежного мастера, следует самостоятельно оценить состояние диска.
Даже самые опытные мастера, оснащенные новейшим оборудованием и приспособлениями, не возьмутся за ремонт следующих повреждений:
- широкие и длинные трещины,
- трещины в области ступицы,
- сильное нарушение геометрических параметров,
- крупные сколы.
Ремонтное оборудование
В зависимости от типа диска применяют один из двух станков для восстановления геометрии колеса. Устройство для правки штампованных изделий имеет в своем составе шпиндель, на котором закрепляется само колесо, а также прокатные ролики. Они, создавая высокое напряжение на поверхности обода, заставляют его принять свою первоначальную форму.
Принципиально иное строение имеет стенд для правки дисков цельнолитого типа. Рабочими элементами в таком станке являются гидравлические цилиндры и насадки. Цилиндр, после установки непосредственно на деформированное место, вытягивает материал, возвращая ободу первозданный вид. Очень часто в состав такого оборудования включают элементы токарных станков для восстановления «прикладочных» поверхностей.
Прокатка дисков: что это такое
Автомобилистам необходимо знать, что значит прокатать диск. Такую процедуру можно произвести в специальном автосервисе. Стоимость услуги будет зависеть от вида автодиска и степени его повреждения. Такая технология позволяет вернуть ободу первоначальную правильную геометрию и выровнять все вмятины. Проводится она на специальном оборудовании, но для начала определяется степень смещения геометрии. Она может быть:
Прокатка (ремонт дисков)
- осевая;
- радиальная;
- комбинированная.
Радиальное смещение представляет собой нарушение диска в вертикальной плоскости. То есть во время движения происходит его биение вверх и вниз. Такой деформации может подвергнуться передняя и задняя часть обода. Осевое смещение нарушает автодиск в горизонтальной плоскости. Масса неравномерно распределяется в плоскостях, что приводит к преждевременному износу резины.
Комбинирование смещения представляет собой сочетание сразу двух нарушений: осевого и радиального. Прокат дисков может исправить подобные проблемы и вернуть им прежний вид.
Ремонт литых дисков в автосервисе
Виды повреждений литых дисков, которые можно устранить своими руками, – это повреждения лакокрасочного покрытия и небольшие царапины. Они портят только внешний вид диска и не являются причиной его разбалансировки или биений. Если повреждено не менее 30% диска, то частичное восстановление не производят – поврежденный диск просто меняют на новый. Таким образом, перед тем, как самостоятельно браться за ремонт и покраску литого диска, нужно провести его диагностику в автосервисе.
В случаях трещин или сколов на ЛКП, появившихся в результате некачественной покраски или неудачной парковки, поможет восстановление покрытия литых дисков.
Если на покрытии имеются только шероховатости и мелкие царапины, то, для их устранения, используют полировку. Если же произошел скол покрытия на каком-то участке, то там сначала нужно восстановить покрытие, и только затем производить полировку. Восстановление покрытия можно выполнить, заполнив скол эпоксидной пастой, или нанеся на него новую краску, иногда его затирают специальной шпатлевкой.
Рассмотрим, как избавиться от скола, с помощью эпоксидной пасты.
Процесс частичного восстановления ЛКП
Средства и инструменты для работы:
- Двухкомпонентная эпоксидная паста (желательно одного цвета с покрытием или белая);
- Грунтовка;
- Абразивные полоски от P280 до P600;
- Обезжиривающая жидкость;
- Краска;
- Лак;
- Малярный скотч, чтобы приклеить защитную пленку (если не снимать колесо).
- Наждачной полоской P280 обработать скол, с целью выравнивания поверхности;
- Завершить выравнивание наждачкой P400;
- Скотчем закрепить пленку на резине и деталях из пластика;
- Приготовить эпоксидную пасту, по указанной на ней инструкции;
- Заполнить пастой скол или царапину, с помощью резинового шпателя;
- Через 20 минут паста начнет подсыхать, до этого нужно убрать лишнее и подровнять поверхность;
- Оставить сушиться пасту на ночь. А можно высушить место ее нанесения под под инфракрасной лампой – тогда, до полного высыхания, потребуется до 4-х часов;
- Подготовить высохшую поверхность к покраске: обработать наждачной бумагой P600 (или еще мельче), затем обезжирить и высушить салфеткой.
В конце статьи смотрите подборку видео.
Для покраски нужно взять кисть, краскопульт и распылять краску с расстояния 25 см. В качестве альтернативы, подойдет баллончик. Кистью нужно наносить краску в труднопроходимые места.
Нанести 1-й слой эмали и дать ему просохнуть в течение 30 минут. Затем нанести 2-й слой эмали и также дать ему такое же время, чтобы просохнуть. Если краска легла ровно, то можно наносить лак, если нет – нанести третий слой эмали.
Полный ремонт литого диска
Иногда, чтобы выровнять поверхность литого диска, бывает необходимо обработать наждачной бумагой весь диск. Тогда колесо приходится снимать, обрабатывать всю поверхность литого диска, а затем делать покраску переходом. Эмаль для покраски должна совпадать с цветом предыдущей окраски.
Средства и инструменты для ремонта диска:
- Специальная щетка или насадка на дрель, для удаления ЛКП (вручную это делать очень долго);
- Абразивные полоски от P280 до P600;
- Грунтовка с отвердителем;
- Обезжиривающая жидкость;
- Краска;
- Паста для полировки 2-х видов: содержащая абразивы и не содержащая;
- Лак;
- Снять колесо, резину с колеса;
- Промыть и очистить диск от старой краски и ржавчины. Сначала, ножом или шпателем, следует удалить все отслоившиеся участки краски, а потом уже приступать к работе дрелью;
- Если вы снимали старое ЛКП железной щеткой, и поверхность не гладкая, то нужно обработать поверхность наждачкой P280;
- Если ЛКП снимали дрелью, и поверхность достаточно гладкая, то можно готовить ее под грунтование, обработав наждачной бумагой P400 или еще мельче; если есть видимые царапины, то их нужно удалять наждачкой с более крупным зерном;
- Обезжирить поверхность литого диска и высушить салфеткой;
- Прогрунтовать в 1 или 2 слоя;
- Отшлифовать наждачной бумагой P600 или еще мельче, можно применить и мокрую шлифовку: мочить поверхность диска и наждачки водой, во время ошкуривания, чтобы процесс шлифовки шел более мягко;
- Обезжирить поверхность диска.
Теперь диск готов к покраске.
Видео: Подготовка и покраска литых дисков. Часть 1
Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь
Видео: Подготовка и покраска литых дисков. Часть 2
Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь
Видео: Подготовка и покраска литых дисков. Часть 3
Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь
Способы ремонта литых дисков
На сегодняшний день отремонтировать литые диски можно несколькими способами:
- сваркой;
- прокаткой;
- наплавкой;
- ручной правкой.
Теперь рассмотрим каждый из видов ремонта по отдельности.
Сварка является наиболее распространенным и простым способом ремонта. С ее помощью опытный специалист может устранить множество проблем. Как правило, такого ремонта хватает ненадолго, и после нескольких месяцев езды водитель заново ощущает проблемы при езде. Также сам завод-изготовитель не рекомендует термическую обработку — впоследствии диск изменит свою форму и геометрию. Соответственно, при эксплуатации авто с такими дисками вы можете попасть в аварию или же стать ее виновником. Поэтому стоит задуматься, сколько будет стоить вам покупка нового авто или капитальный ремонт, если вы сэкономите на приобретении нового комплекта колесных литых дисков.
Процесс сварки поврежденного литого диска
Прокатка (рихтовка) используется при незначительных повреждениях и вмятинах. Способ прокатки и оборудование можно использовать такое же, как и для стальных. Единственным исключением является термальная обработка. Как уже раньше было сказано, литые диски ни в коем случае нельзя нагревать. Этот процесс также не предполагает больших финансовых расходов. Но перед тем, как загонять авто на СТО, лучше уточнить, сколько стоит прокатать литой диск.
Диск до и после рихтовки
Ручная правка — это самый простой и доступный способ восстановления дисков авто, который можно провести самостоятельно. Чтобы выровнять вмятины, нам понадобится молоток, кувалда и гидродомкрат. Перед началом рихтовки следует оценить, сколько раз, и с какой силой необходимо ударить поврежденное место, чтобы диск приобрел первоначальную форму. Если не рассчитать свои силы, можно только усугубить ситуацию.
Также возможна частичная наплавка металла на поврежденные области с помощью сварки аргоном. После окончания наплавки лишний металл срезают, и вы получаете свой диск без трещин и царапин.
Ремонт литых дисков должен заканчиваться процессом покраски. При обнаружении пятен, которые не смываются и не очищаются, можете быть уверенным, что ваш диск либо нагревали, либо использовали другую термическую обработку, а это недопустимо для такого типа материала. Сам процесс окраски вы можете провести самостоятельно в своем гараже. Для этого понадобится несколько баллончиков краски, обезжириватель, малярная лента и средства защиты (перчатки и респиратор). Изначально диски снимаются с авто, тщательно чистятся и вытираются. После этого краска наносится равномерными слоями по всей поверхности.
В заключение хотелось бы сказать, что ремонт литых дисков своими руками вполне возможен, но единственным табу является их термическая обработка — она недопустима.
Образование высшее: среднее специальное. Специальность: Автомеханик. Хорошее знание устройства легковых автомобилей иностранного производства. Навыки работы: по замене ремня ГРМ ГБЦ ходовая часть сход-развал ТО. Ремонт…
1 комментарий
Евгений says: А я так же порекомендую ознакомиться с некоторыми рекомендациями Европейской ассоциации производителей колесных дисков…
Способы восстановления и ремонта литых дисков
Для решения проблем, связанных с ремонтом литых диском, требуется помощь квалифицированных специалистов. Своими руками можно лишь поправить защитное покрытие. Часто для качественного ремонта литья требуется дорогостоящее оборудование и инструменты, а также знания и умения персонала.
- Любой колесный диск перед ремонтом подвергается тщательной ревизии. Для этого внутренняя и внешняя поверхность диска очищается от загрязнений. После этого можно обнаружить даже незаметные на первый взгляд дефекты.
- При обнаружении трещин литой диск отправляется на аргоновую сварку. Заделывание трещин производится специальным электродом в среде инертного газа (аргона). Для легкосплавных дисков на основе алюминия применяются электроды марки АГ, а для ремонта магниевых сплавов требуются электроды АМГ.
- После сварки диск зачищается от наплывов и брызг расплавленного металла.
- Теперь необходимо проверить геометрические характеристики литья, а при необходимости исправить их на специальном станке. Диск центрируется и крепится во вращающемся патроне. При помощи гидравлического цилиндра с набором насадок поверхность диска выправляется. В итоге геометрия диска восстанавливается, устраняются радиальные и осевые смещения.
- Далее поверхность литого диска шлифуется, обезжиривается и наносится слой акриловой или порошковой краски. Детали с нанесенным порошком (краской) отправляются в камеру полимеризации, где при высокой температуре образуется прочный защитный слой.
- Осталось проверить балансировку отреставрированного диска и вынести окончательный вердикт. После ремонта некоторые литые диски специалисты рекомендуют устанавливать только на заднюю ось.
Благодаря современным технологиям реставрации многие повреждения литых дисков удается успешно отремонтировать. Важными составляющими полного восстановления работоспособности литья станут профессионализм работников СТО и наличие у них высокотехнологичного оборудования.
Принцип и технология рихтовки литого диска
Рихтовка диска молотком через плотную резинуПри рихтовке никогда нельзя подвергать деформированные части литых дисков термической обработке, поскольку при нагреве изменяется структура металла, что влечет за собой деформацию всей конструкции диска. Самая безопасная и адекватная методика – это использование молотка или кувалды (в зависимости от размеров повреждения). Сначала нужно «выровнять» деформацию молотком, а уже потом приступать к основной процедуре рихтовки. Но литые диски, в отличие от стальных, могут пострадать даже от обычного молотка, поэтому с ними нужно быть крайне осторожным. Вместо обычного молотка можно использовать специальный молоток для рихтовки. Молоток для рихтовки
Во время этой ремонтной операции крайне желательно использовать специальный станок. В станке есть гидравлика, центровка и множество различных насадок. Понятно, что качественная правка возможна лишь на станции шиномонтажа: у обычного автолюбителя попросту нет такого станка, а своими руками он не сможет осуществить качественный ремонт. Также очень важен опыт рихтовки, который позволяет выполнить работу более качественно. Впрочем, и сама технология прокатки способна испугать обывателя, ведь она пестрит такими понятиями, как «внутреннее напряжение металла», «энергия абсорбции» и так далее.
Многие автосервисы в своей рекламе говорят об услуге восстановления, и это значит, что они нечестны с потенциальными клиентами
На эту особенность стоит обращать внимание. Итак, рихтовка дисков применяется для мелких и средних повреждений, но лишь для тех, которые заметны «невооруженным» глазом
Если повреждение слишком уж мелкое и неприметное – лучше выбрать другой тип реставрации. С другой стороны, при особо сильных повреждениях процедура рихтовки не применима, поскольку восстановить такой диск невозможно. Даже с применением аргоновой сварки исправить получится только внешний вид, от вибрации диск развалится.
Лопнувший диск, не подлежащий ремонту
Также, технология рихтовки почти исключает возможность нагревания. Поэтому, если починка литых дисков невозможна без нагревания каких-то его частей – нужно отказаться от рихтовки в пользу способа, поддерживающего термальную обработку.