Основные свойства тормозных жидкостей
Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.
Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая – будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая – повышает вероятность течей.
Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление – неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).
Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.
Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.
Стабильность – устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.
Гигроскопичность – склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации – в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.
Как происходит замена тормозной жидкости
Тут ничего сложного.
Метод вытеснения требует большого количества времени, зато позволяет – полностью, в наибольшей степени и в-одиночку, освежить ТЖ во всей системе вплоть до закоулков.
Прокачка делает процесс в 2-3 раза быстрее, но требует участия двоих человек, не на 100% эффективна (обычно 5-7% старой «жижи» остаётся в системе) и слишком деликатна в отношение «человеческого фактора» (один раз не успел закрутить штуцер – и система «схватит» изрядную порцию воздуха, после чего его будет крайне трудно извлечь).
Мы намеренно не будем публиковать последовательность смены тормозной жидкости по первому и второму методам, дабы не вызывать желания сделать это самостоятельно. Причин несколько:
- Если владелец произведёт смену ТЖ самостоятельно, после чего могут обнаружиться проблемы в работе ABS, ESP и/или других узлов и деталей тормозов, то в случае, если это будет иметь какие-либо трагические последствия, что без труда докажет привлечённая судом техническая экспертиза, по ЗЗПП, КоАП и УК РФ вся тяжесть произошедших событий целиком ляжет на него, отягчающим фактором, а производитель, его агенты/контрагенты и партнёры — минуют ответственности. Такова практика. Мы не имеем даже морального права склонять владельца автомобиля к непредумышленному проступку, тем более — преступлению;
- Смена тормозной жидкости у множества современных автомобилей подразумевает переведение их в так называемый «сервисный режим» с помощью фирменного диагностического компьютера и специального ПО. Даже на неофициальных, но авторитетных СТОА, такое оборудование встречается нечасто. Если проигнорировать необходимость «сервисного режима» и провести замену ТЖ «по старинке» – в гидросистеме останется изрядное количество «старой» жидкости, остатки которой быстро перечеркнут положительный эффект от замены, «деликатные» элементы системы могут получить неустранимые повреждения, а тормоза после такого мероприятия могут работать даже хуже, чем до него;
- Давно ли Вы меняли «тормозуху» самостоятельно? Если предыдущий раз это было 5-10 лет назад на каком-нибудь менее совершенном автомобиле, чем сейчас, то – даже не пытайтесь! Единственного: — «Ой! Вот это – забыл!», может быть достаточно для приведения гидросистемы в негодное для последующей езды состояние. Доверьтесь профессионалам! Как минимум, они проводят эту и подобные операции чуть ли не ежедневно и возможность допустить ошибку у них близак к «абсолютному нулю» относительно Вашей квалификации, пусть когда-то и очень высокой. Здесь риск от соотношения «сэкономленные рубли / цена возможной ошибки» – явно не в Вашу пользу! Поэтому вспомним Михаила Жванецкого: — «у любого преступления есть Имя, Фамилия и Отчество». Очень хочется, чтобы они были не Вашими.
Если на «Жигулях», «Москвичах» и «Запорожцах» самостоятельная смена «тормозухи», даже «частичная» — ещё как-то «прокатывала», то на новых авто, в конструкции которых царствуют технологии XXI века, старые приёмы недопустимы.
Назначение и свойства тормозных жидкостей
Назначение тормозной жидкости очевидно – обеспечивать безынерционную (практически мгновенную) передачу усилия с педали тормоза на тормозные механизмы. При этом используется одно из основных качеств жидкости, при нормальных условиях окружающей среды: несжимаемость.
Однако условия эксплуатации часто далеки от нормальных: интенсивное торможение в горной местности или при агрессивной манере езды вызывают перегрев и закипание тормозной жидкости, появление в ней пузырьков газа. Газообразные включения ухудшают несжимаемость, приводят к «проваливанию» педали тормоза и фактическому отказу в работе тормозной системы. Таким образом, температура закипания – пожалуй, важнейшая характеристика тормозной жидкости: чем она выше, тем лучше сохраняются рабочие функции жидкости.
Непосредственное влияние на температуру закипания оказывает наличие в тормозной жидкости влаги, соответственно ещё одним важным свойством является гигроскопичность. Дело том, что тормозная жидкость периодически подвергается в процессе эксплуатации тепловым циклам нагревания и охлаждения, и впитывает в течение этих циклов атмосферную влагу. А это, в свою очередь, снижает температуру кипения и ухудшает её функциональные свойства.
Именно из-за гигроскопичности появились просторечные понятия «сухая» и «увлажнённая» тормозная жидкость, широко используемые в автомобильном сообществе.
Насколько сильно меняются свойства «сухой» жидкости от содержания в ней влаги в процентном отношении? Из графика изменения температуры кипения для различных типов тормозной жидкости (смотрите на рисунке выше) видно, что 3,5% содержания воды уменьшает температуру кипения почти в полтора раза
Вязкость – важная техническая характеристика, которая имеет особое значение для тормозной жидкости при эксплуатации в условиях низких температур: загустевание может привести к ухудшению и даже отказу работы тормозной системы, а слишком текучая жидкость – к образованию течей при повышении рабочей температуры.
Принято (стандарт американского общества инженеров SAE) измерять этот показатель при температурах +100 оС и –40 оС. Контрольные цифры порогового значения вязкости для широко применяемых тормозных жидкостей следующие:
- при низких температурах – не менее 1800 сСт,
- при высоких – не более 1,5 сСт.
Как и другие технические жидкости, тормозная влияет на образование очагов коррозии на соприкасающихся металлических поверхностях. Корродирующие внутренние рабочие поверхности тормозных цилиндров затрудняют перемещение поршней, приводят к перепуску рабочей жидкости (следствие – всё то же «проваливание» педали тормоза), способствуют образованию течей в уплотнениях.
Хорошая тормозная жидкость должна иметь высокие антикоррозионные свойства. Для предотвращения коррозии в неё добавляют ингибиторы – вещества, резко замедляющие нежелательный процесс. Насколько эффективно работают ингибиторы, оценивают выдерживанием в «увлажнённой» до 3,5% жидкости образцов металлов тормозной системы в течение 120 часов при температуре 100 оС.
Воздействие на резину (материал уплотнений) также является важным свойством тормозной жидкости. Плохая совместимость с резиновыми уплотнителями может приводить как к набуханию манжет, так и их усадке. В первом случае возрастает риск разрушения уплотнений поршнем, а во втором образования течей.
Количественно эта характеристика оценивается на основании испытаний: выдерживании манжет в тормозной жидкости при температурах +70 оС и +100 оС, и последующих замерах физико-механических свойств образцов испытаний.
Работа тормозных, как и всяких других гидравлических цилиндров, предъявляет определённые требования к смазывающим свойствам рабочей жидкости. Прежде всего, это относится к показателям износостойкости поверхностей самих цилиндров, поршней и уплотнений. Смазывающие свойства оценивают на основании результатов стендовых испытаний, имитирующих работу тормозных цилиндров в тяжелых условиях эксплуатации.
Стабильность сохранения физико-химических характеристик в рабочем диапазоне температур ещё одно немаловажное свойство тормозной жидкости. А диапазон этот достаточно широк – от минус 50 до плюс 150 оС, и внутри него необходимо обеспечить стойкость жидкости к окислению, образованию осадков и отложений, нарушающих однородность структуры
Как вы это проверяете?
Диагностика ТЖ выполняется следующими способами:
- Визуальный. Открутите крышку расширительной емкости и внимательно изучите содержимое. Цвет должен соответствовать залитому типу жидкости (прозрачно-желтый либо красноватый). Если заметили мутный осадок или плавающие черные частицы, материал стоит сменить.
- С помощью специальных тестовых полосок.
- Электронным прибором – тестером. Рядовому автолюбителю покупать подобный аппарат нецелесообразно, такая проверка делается мастерами сервисных станций техобслуживания.
Лакмусовые тестовые полоски типа BG9100 продаются в свободном доступе и позволяют оценить возраст и степень загрязнения рабочей среды по содержанию мельчайших частиц меди, проникающих в ТЖ от контакта с деталями системы. Диагностика производится согласно инструкции:
- Выньте индикаторную полоску из упаковки, отвинтите и снимите крышку расширительного бачка.
- Погрузите лакмус в емкость и прикройте пробку.
- Спустя 30–60 секунд достаньте полоску и сравните с образцами, нарисованными на упаковке. Прочитав описание к цветному маркеру, легко разобраться, когда пора менять тормозную жидкость.
Какую жидкость выбрать и по каким параметрам?
Выбор по эксплуатационным параметрам
Фрагмент руководства по эксплуатации Citroen C3 Picasso о типе применяемой тормозной жидкости
В «мануалах» современных автомобилей в большинстве случаев о теме тормозов написана лишь короткая фразка: DOT 4. Разумеется если указано «DOT 5.1» – использовать только её, так как на нынешний 2021 год – это самая совершенная из ныне существующих тормозных жидкостей и ничего лучше пока не создано. Некоторые бренды предлагают DOT 5.1/ABS с небольшим добавлением силиконовых ингредиентов. Однако на поверку оказывается, что характеристики – точно такие же, как у «обычной» DOT 5.1 при более высокой цене, а позитивный эффект на уровне «погрешности измерений».
Другое дело, если в сервисной книжке указана «просто» DOT 4. Здесь у Вас большая свобода действий по применению ТЖ и даже улучшению работы тормозов в определённых условиях эксплуатации.
Указание «DOT 4» обычно подразумевает «по умолчанию» использование Class 4, т.е. обычную «тормозуху». Это оправдано, если машина ездит в относительно тёплых краях, где не бывает сильных морозов, а снег, если и бывает, то всего пару месяцев в году. В то же время, для таких «тепличных» условий мы рекомендуем использовать вместо DOT 4 Class 4 более «продвинутую» DOT 5.1.
Автомобиль снабжён ABS и ESP? Тогда использование для тёплого климата DOT 5.1 или DOT 4 Class 6 практически безальтернативно – хорошая тормозуха раскроет весь потенциал электронноуправляемой гидравлики и обеспечит более высокий уровень безопасности.
Однако, Россия – северная страна. На большей части нашей территории зима длится более полугода, а морозы ниже – 15°С – нормальное явление. Для таких условий лучше подходит DOT 4 Class 6
Важное преимущество этой ТЖ – высокая текучесть и небольшая вязкость при низких температурах (750 мм2/с вместо 1800 мм2/с у Class 4 и 900 мм2/с у DOT 5.1). Class 6 и был создан для стран с холодным климатом, то есть – для нашей с Вами страны в том числе
Низкая вязкость при морозах вплоть до сибирских, позволит ESP и ABS работать столь же эффективно, как при +20°С
Это особенно важно при движении по льду и укатанному снегу, на которых любое неосторожное движение рулём или педалями может спровоцировать занос или неожиданную потерю траектории движения. Так облегчите электронно-гидравлическим системам работу по обеспечении Вашей безопасности и целости Вашего автомобиля
Выбор по бренду
Следует учесть, что степень требований и проверки соответствия нормативам сейчас настолько высоки, что этот вопрос не имеет той степени остроты, которую вкладывают в процесс его решения. Если выбор ведётся среди мировых авторитетов, например: ATE, BASF, Bosch, Brembo, Castrol, Ferodo, Hella/Pagid, Pentosin, Shell, Textar, TRW и Yacco – можно смело применять практически любую из понравившихся. Все они будут на одинаково высочайшем уровне характеристик. Но если хозяин «пепелаца» жаждет жмотски выкроить «30 серебренников» из своего же кармана, не задумываясь о том, что экономит на своей безопасности, то здесь мы обязаны призвать к тому, чтобы выбрать:
Примеры тормозных жидкостей DOT 4 Class 6 известных и солидных брендов ГСМ
ТЖ – слишком деликатный товар, от которого, порой, зависит жизнь, пусть не водителя и пассажиров, а других участников движения, соседей по потоку, прохожих и случайных людей, просто проходящих мимо.
Российские производители? Почему бы и нет! Почитайте результаты сравнительных тестов в редакциях солидных СМИ. Почитайте отзывы. Среди отечественных жидкостей тоже есть достойные продукты.
N.B. Как показывает практика, в России – любые автомобили Peugeot, Citroen, DS, Opel, Dongfeng и Samand следует заправлять жидкостью DOT 4 Class 6 или в южных районах DOT 5.1.
Разделение по DOT
Вся автомобильная конструкция со времен изобретения подвергалась модернизированию. Тоже самое произошло и с жидкостями. Производители меняли их состав, добавляли присадки, старались вывести идеальную формулу вещества. Относительно им это удалось. Сегодня на рынке автотоваров довольно большой выбор ТС. Каждая марка имеет свои отличительные особенности. Рассмотрим классификацию продуктов по «DOT».
DOT-3. Вещество с гликолевым составом. Считается устаревшей разновидностью ТС, которая используется в старых иномарках и на отечественных Ладах. К недостаткам продукта относят способность накапливать воду. Соответственно, жидкость закипает, подводя этим тормозную систему.
DOT-4. Изготавливается на полигликолевой основе, поэтому ее заливают в более новые авто. По сравнению с предыдущим видом, «четверка» служит дольше на 0,5-1 год. В составе присутствуют присадки. Именно они снижают гигроскопичность. При накоплении влаги жидкость закипает уже после 155°С.
DOT-5. Вещество на силиконовой основе, которое вообще не вбирает в себя влагу. При появлении конденсата, влага оседает, что вызывает негативные последствия. К преимуществам продукта относят отличную текучесть.
DOT-5.1 — жидкость, созданная специально для спорткаров. Способна сопротивляться высоким температурам, при этом имеет малую вязкость.
Последние два вида ТС используются только в определенных марках авто, и если это предусмотрено инструкцией. Неправильно подобранная смесь оказывает негативное влияние на старые системы, провоцируя протечки.
Как выбрать тормозную жидкость
Независимо от состава присадок, рабочие характеристики жидкости определяют всего четыре важных параметра:
- температура кипения ТЖ;
- смазывающие свойства;
- вязкость;
- способность активировать коррозионные процессы.
Рассмотрим, каким образом каждая из указанных характеристик влияет на то, какую конкретно тормозную жидкость лучше заливать в автомобиль.
Температура кипения
Согласно законам физики, при интенсивном трении механизмов тормозной системы энергия торможения преобразуется в тепловую. Сильнее всего нагреваются узлы, непосредственно контактирующие между собой – диски (барабаны) и колодки. Немного меньшее греется суппорт, и уже он передает тепло в тормозную жидкость
Как мы уже говорили, важно не допустить её закипания – в противном случае возрастает риск провала тормозной педали, что практически всегда чревато неприятностями. Поэтому этот параметр считается самым важным для ТЖ
Смазывающие характеристики
Хотя движущихся частей в тормозном механизме немного, если смазывающие свойства жидкости будут недостаточными, манжеты цилиндров будут изнашиваться намного быстрее. Страдать будут и автомобили, оснащённые системой АБС. В последнем случае при приобретении ТЖ лучше отдавать предпочтение жидкости категории DOT5, в составе которой имеется силикон, улучшающий смазывающие характеристики и продлевающая ресурс всех узлов тормозной системы.
DOT5.1 (о видах тормозной жидкости мы поговорим чуть позже) – спецификация, созданная специально для авто с антиблокировочной системой, которая хорошо совместима и со всеми уплотнительными элементами тормозного контура.
Вязкость
Как и любая другая техническая жидкость, ТЖ подвержена действию отрицательных температур. Поэтому так важен показатель вязкости, непосредственно коррелирующий с возможностью беспрепятственного тока жидкости при пониженной температуре. Опять же, особенно критична эта характеристика для авто, оснащённых ABS, поскольку в этой системе имеется гидроблок, запитанный на тормозную жидкость. В кроссоверах последних поколений антиблокировочная система функционирует в связке с системой распределения тягового усилия и блоком стабилизации, для которых вязкость также считается значимым параметром.
Коррозионная активность
Система торможения включает множество железных деталей, подверженных коррозии. В наибольшей степени от неё страдают поршни тормозных цилиндров, которые при окислении могут закисать, снижая эффективность торможения. Добавление соответствующих присадок призвано уменьшить данный эффект, но полностью избавиться от него пока невозможно. Дело в том, что для увеличения температуры кипения используется вещество под названием полигликогель. Оно настолько гигроскопично, что при контакте с атмосферным воздухом практически моментально начинает впитывать влагу. Так что при заливке тормозной жидкости в систему в неё наверняка попадёт некоторое количество воды (некритичное для тормозного механизма, и всё же).
Качества продукции
Классы определяются на основе температуры кипения и кинематической вязкости. За основу берутся нормы DOT, который был принят американским Министерством транспорта. Что понимают под фразой «кинематическая вязкость»? Это значит, что жидкость должна свободно циркулировать по магистрали даже при воздействии критически низких минусовых температур. И напротив, температура кипения определяет противоположные свойства – жидкость не должна кипеть и активно испаряться. В конце концов, паровые пробки могут вывести тормозную систему из строя, а это опасно для жизни автолюбителя. Важный момент: температура кипения актуальна для тормозной жидкости без водяных примесей, ведь всего 8 % воды в базовом продукте могут негативно отразиться на его функционале.
Как отличаются составы тормозной жидкости разных марок
Для обеспечения качественного торможения автомобиля с помощью гидравлической системы смесь должна соответствовать определенным требованиям, поскольку она выполняет функцию механического привода. Состав не должен сжиматься и кипеть. В процессе кипения выделяется пар, образуя воздушные пробки.
Министерство транспорта США (DOT) разработало систему требований и стандартов к тормозным жидкостям, которые на сегодняшний день являются актуальными практически во всем мире.
Состав не должен кипеть, терять вязкость, сжиматься, разъедать резиновые уплотнители, вызывать коррозию. Кроме того, от современной «тормозухи» требуется хорошие смазывающие характеристики и стабильность при работе в широком диапазоне температур.
Эксплуатационные свойства смеси в системе тормозов зависят от количества в ее составе жидкости. По этому признаку разделяют сухие и увлажненные составы. В первом случае имеется в виду смесь, находящаяся внутри только что открытой емкости. Если она постоит какое-то время, то наберет воду из окружающего воздуха. В таком состоянии ее эксплуатационные качества заметно снижаются.
Классификация составов
В зависимости от химической основы, можно выделить минеральные, гликолевые, силиконовые тормозные жидкости:
- Минеральные составы содержат спирт и касторку. Используются они для старых авто с барабанными тормозами. Ярким примером является БСК красного цвета. Эта тормозная жидкость хорошо смазывает трущиеся элементы, не впитывает влагу. Из-за низкой температуры кипения, слабой устойчивости к низким температурам не соответствует современным стандартам.
-
Жидкости на основе гликоля не закипают при самых высоких температурах, имеют отличные смазывающие свойства, хорошую вязкость. Подходят для всех современных авто с дисковыми тормозами. Главным минусом здесь является впитывание влаги из окружающей среды. К таким составам относятся DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 Ferodo. Все они являются взаимозаменяемыми.
С другой стороны, каждый производитель использует свой уникальный пакет присадок. Поэтому между собой они могут вступать во взаимодействие с непредсказуемым результатом.
- Силиконовые DOT 5 абсолютно не впитывают влагу, выдерживают без проблем экстремальные температуры, поэтому считаются самыми прогрессивными на сегодняшний день. Единственным минусом здесь можно считать недостаточные смазывающие свойства. Эксплуатационный ресурс составов DOT 5 составляет 4-5 лет.
Совместимость разных видов тормозной жидкости по DOT – таблица
Все современные составы для автомобильных систем тормозов отличается базисом. Это может быть гликоль или силикон. Теоретически, гликолевые жидкости можно смешивать между собой. С другой стороны, результатом будет смесь, характеристики которой ухудшатся по сравнению с каждой отдельной единицей продукции.
Для удобства можно ориентироваться на утвержденную таблицу совместимости:
Что будет, если смешать несовместимые составы
Большинство производителей автомобильной химии настаивают на том, что ни в коем случае нельзя смешивать минеральные и гликолевые тормозные жидкости.
Для исправления ситуации придется полностью сливать старую жидкость, промывать систему и заливать новый состав.
Если смешать силиконовые и гликолевые составы, то в самый неподходящий момент тормоза могут просто не сработать.
Все современные жидкости продаются внутри бутылок, на которых четко указывается их маркировка. На эти данные нужно четко ориентироваться, не допуская смешивания.
Можно ли доливать тормозную жидкость
Разбавлять гликолевый состав аналогичной продукцией вполне допускается. С другой стороны, здесь нужно учитывать определенные моменты:
- Например, если добавить DOT 3 к DOT 5.1, то характеристики смеси ухудшатся. В первую очередь, снизится температура кипения.
- При добавлении в обратном порядке, наоборот, температурные параметры станут лучше.
С другой стороны, при появлении малейших отклонений в работе тормозов, подозрений лучше произвести полную замену жидкости. Силиконовые составы являются также взаимозаменяемыми.
Следует помнить, что в случаях автомобилей с ABS доливать можно только DOT 5.1/ABS. Здесь добавлять составы пятой серии DOT 5 крайне нежелательно. Если по каким-то причинам все же приходится делать это, то при первой возможности следует произвести полную замену тормозной жидкости.
Как проверить тормозную жидкость
Чтобы проверить качество ТЖ, следует воспользоваться специальным тестером. На современном рынке представлено множество оборудования для этой цели. Однако прежде чем купить то или иное приспособление, следует познакомиться с инструкцией по его применению, изучить параметры и процедуры, которые можно выполнить при помощи данного оборудования или прибора.
При помощи электронного тестера можно измерить температуру кипения ТЖ и получить различного рода показатели:
- 175 С и выше – тормозная жидкость обладает высокой эффективностью;
- 165-175 С – жидкость использовать разрешается, но если ей не больше двух лет;
- 165 С и ниже — нужна полная замена ТЖ.
Основные свойства тормозных жидкостей.
Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.
Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей.
Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление — неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).
Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.
Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.
Стабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.
Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации — в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.
Инструкция по замене
Чтобы поменять жидкость в тормозной системе подавляющего большинства автомобилей, достаточно иметь простые инструменты и приспособления:
- домкрат и ключ для колесных болтов (гаек);
- ключ накидной размером 8–10 мм для откручивания сливных штуцеров на рабочих цилиндрах;
- прозрачная трубка того же размера и пластиковая бутылка;
- шприц медицинский объемом 20 см3.
Условия ведения работ – гараж либо ровная площадка на улице. Когда пришел срок согласно регламенту замены, купите новый состав подходящей марки, привлеките помощника и приступайте к работе в следующем порядке:
- Установите и зафиксируйте авто на площадке с помощью противооткатных средств. Ослабьте болты правого заднего колеса и снимите его, подняв машину домкратом.
- Поднимите крышку капота, открутите пробку расширительного резервуара. Шприцем вытяните из бачка максимальное количество жидкости.
- Долейте новый состав до нормы, попросите помощника занять водительское место.
- Захватите штуцер рабочего цилиндра колеса ключом, наденьте трубку и опустите второй конец в открытую бутылку.
- Предложите помощнику надавить 5–7 раз педаль тормоза и зафиксировать ее в нажатом состоянии. Отверните ключом патрубок и наблюдайте за истечением старой ТЖ в емкость. Когда струя уменьшится, закрутите штуцер.
- Повторите действие несколько раз, наблюдая за уровнем в расширительной емкости и доливая жидкость по мере необходимости. Когда по трубке потечет чистая ТЖ без пузырьков, затяните патрубок и переходите к следующему колесу.
Опорожнять систему и менять через трубку с непрозрачными стенками не следует – так не удастся заметить воздушные пузырьки и течение новой жидкости. По окончании работ обязательно проверьте тормоза на ходу – после резкого нажатия педали все колеса в автомобиле должны тормозить одновременно. Если в каком-либо контуре останется воздух, машина станет отклоняться от прямой траектории в момент торможения.